Пункт 2.3.1 ПДД – обеспечение исправности автомобиля

​Не все водители знают, что исправность автомобиля является обязанностью их самих. Это устанавливают действующие ПДД в п. 2.3.1. Но как быть, если неисправность возникла в пути, а отремонтировать машину на месте невозможно? Вызывать аварийную службу или ехать дальше до места ремонта? На эти вопросы ответим в обзоре в виде комментариев и практики судебных разбирательств.

Официальное описание в Правилах

Водитель автомобиля или другого транспорта обязан перед поездкой и в дороге обеспечивать исправность автомобиля в соответствии с нормативными актами о допуске транспорта к эксплуатации, а также обязанностями должностных лиц, которые должны обеспечивать безопасное движение.

Эксплуатация транспорта запрещена в следующих случаях:

  1. Не работает рабочая тормозная система.
  2. Неисправно рулевое управление.
  3. На автопоезде сломано сцепное устройство.
  4. Не включаются габаритные фонари, фары в темное время.
  5. С водительской стороны не работают дворники во время снегопада или дождя.

Если в дороге возникли другие поломки, которые не позволяют по ПДД эксплуатировать транспортное средство, то необходимо устранить их. При невозможности это сделать можно ехать к месту ремонта или стоянки с соблюдением особой осторожности.

Какие были изменения

Еще в январе 2001 года п. 2.3.1 ПДД содержал запрещение движения на авто при недействующих габаритных огнях или фарах только на тех дорогах, на которых отсутствует искусственное освещение. Однако требование убрали, и теперь вовсе нельзя ездить на машине при неработающих фарах и габаритах.

Небольшое изменение правил в данном пункте произошло в конце 2005 года. А именно, слова «в составе поезда» изменили на «в составе авто поезда», так как изменилось соответствующее понятие в Правилах.

Комментарии п. 2.3.1

По определению пункта 2.3.1 автовладелец обязан поддерживать техническое состояние машины в надлежащем состоянии. Это заключается в следующих условиях:

  1. Проверить исправность автомобиля перед выездом на дорогу.
  2. Обеспечивать исправность в пути.

Данные требования относятся к простым вещам, кроме того, водителям необходимо проверить:

  • наличие тонировки в допустимых местах;
  • исправность стеклоочистителей с водительской стороны;
  • работа ручного стояночного тормоза;
  • рулевой люфт до 10 градусов;
  • читаемые государственные номерные знаки, задние фонари и фары;
  • действующие омыватели ветрового стекла, наличие омывающей жидкости;
  • на колесах должны присутствовать и затянуты все болты крепления;
  • не повреждены шины – без трещин и разрезов;
  • исправность дверных замков;
  • наличие всех брызговиков;
  • отсутствие течи технических жидкостей из узлов и агрегатов, в том числе двигателя;
  • наличие на сиденьях подголовников, если они предусмотрены заводом-изготовителем;
  • наличие знаков Инвалид, Шипы и других табличек, если они предусмотрены для Вас.

Данные неисправности описаны в Приложении к Правилам. Если они имеют место, то эксплуатация автомобиля запрещена.

Если в дороге ремонт невозможен

Простой случай – в пути у Вас сгорела лампочка в фаре, перестал работать стеклоочиститель, не работает ручной стояночный тормоз, либо кончилась омывающая жидкость. По закону это будет нарушением п. 2.3.1 ПДД, но в реальности у Вас нет возможности все исправить в пути. Для таких случаев и предназначен последний абзац данного пункта, который устанавливает, что в таких ситуациях можно ехать к одному из следующих мест:

  1. На стоянку – домой или на платную стоянку. Но если оттуда вы снова поедете с такой же поломкой, то будете являться нарушителем п. 2.3.1 ПДД, если будет возможность устранить неисправность.
  2. К автосервису или пункту ремонта.

В каких случаях ехать запрещается

Существуют некоторые исключения из того правила, когда допускается двигаться до авторемонтной мастерской, либо к месту ремонта.

Это может быть в случаях:

  1. Когда не действует тормозная система. Машина не может нормально тормозить, например, когда шток тормозной педали не настроен, то ехать нельзя.
  2. Рулевое колесо не работает.
  3. К вашему автомобилю прикреплен автоприцеп, но сцепное устройство неисправно.
  4. В темное время не горят габаритные огни или фары.
  5. Во время снегопада или дождя со стороны водителя не действует стеклоочиститель.

В таких случаях нужно остановиться и вызвать службу эвакуации, чтобы транспортировать автомобиль в пункт ремонта, или дотащить его на жестком буксире. На гибкой сцепке ехать запрещено. В противном случае вас может остановить сотрудник ДПС, оформить постановление о штрафе, и отправить ваше авто на эвакуаторе на штрафную стоянку. После этого у вас возникнут проблемы с тем, чтобы машину забрать.

Когда не работают головные фары и габаритные огни

В данном случае есть серьезная недоработка текста Правил, но именно данная фраза была изменена за все время существования п. 2.3.1.

Вопрос в том, что для запрещения дальнейшего движения с точки зрения законодательства должны быть соблюдены три условия:

  • На вашей машине отсутствуют или не горят обе фары.
  • Нет задних габаритных фонарей, либо они не включаются.
  • В данное время видимость должна быть недостаточной, либо темное время суток.

Если не выполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то п. 2.3.1 никаким образом не нарушен. Может быть такое: на автомобиле не горят фары в ночное время, но светится один габаритный огонь сзади. Однако, практика показывает, что инспекторы ГИБДД всегда за такие нарушения выписывают штрафы.

Если наступила недостаточная видимость, то данное условие точно описывается в Правилах – сумерки, при которых видимость не более 300 метров, снегопад, дождь или туман.

Какой штраф могут наложить

Если нарушен данный пункт Правил, то сотрудники Госавтоинспекции могут выписать постановление и наложить один из следующих видов штрафов:

  1. За движение со всеми неисправностями, кроме описанных ниже, определяется общая мера наказания – предупреждение или штраф 500 рублей, по статье 12.5 ч. 1. После этого перечислены неисправности с более серьезными наказаниями.
  2. Если тормоза на вашей машине не работают, либо сломано сцепное устройство или рулевое управление, но вы едете на машине дальше, то за это могут оштрафовать на 500 рублей по ч. 2. При этом предупреждения Вам не будет.
  3. Если впереди автомобиля установлены габариты красного цвета в нарушение ПДД, то могут лишить прав сроком от полугода до года, а также конфискуют световые приборы. Это предусмотрено частью 3.
  4. За движение на автомобиле с недопустимой тонировкой могут наложить штраф 500 рублей, согласно ч. 3.1.
  5. Если незаконно установлены спец сигналы, то однозначно лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет, согласно 4 части.
  6. В нарушение закона установлен знак Инвалид или Такси – штраф 5 тысяч рублей. При этом знак будет конфискован, согласно ч. 4.1.

Режим работы световых приборов и их цвет

Имейте ввиду, что статья 12.5 ч. 3 Административного кодекса используется, когда установлены лампы, которые не подходят по характеристике фарам. Например, многие устанавливают ксенон в такие фары, которые созданы для галогенных лампочек.

Наказание по данной статье будет незаконным, так как с точки зрения законодательства водитель может быть наказан, если работа фар и их цвет нарушены одновременно. Но когда фары не соответствуют, то обычно оба этих условия не нарушаются.

По Правилам цвет габаритов должен быть оранжевым, желтым или белым. А режим работы по Техническому регламенту Таможенного союза может быть постоянным или проблесковым. Поэтому, если ксеноновые или лед-лампы установлены в фарах, то данные условия не нарушены. Но в суде почти всегда водителя наказывают, такова судебная практика по пункту 2.3.1 в России.

Могут ли эвакуировать на спецстоянку

Такая мера предусмотрена, если инспектор ДПС остановил Вас с недействующими агрегатами:

  • Не работает тормозная система.
  • Рулевое управление не действует.
  • Вы едете с прицепом, а сцепное устройство сломано.

Отправка эвакуатором на спецстоянку предусмотрена по Административному кодексу ст. 27.13 не за конкретные нарушения, а при использовании ст. 12.5 ч. 2.

Практика судебных разбирательств

Рассмотрим несколько решений судов в части, касающейся неисправностей автомобиля и ответственности водителей:

  1. В Томске водитель хотел доказать, что он не виноват, когда его обвинили в том, что ехал с неисправными тормозами. Сотрудники Госавтоинспекции увидели под автомобилем течь тормозной жидкости в виде небольшого пятна. Водитель подал жалобу в суд на выписанный штраф и отправку на эвакуаторе. Он указал, что инспектор ГИБДД неправильно определил неисправность. Позже в авторемонтной мастерской такую неисправность не нашли. Кроме этого, аргументы состояли в том, что сотрудники не имеют достаточную квалификацию, чтобы выявлять данные неисправности. Но судья отказал в данной жалобе водителя и не принял во внимание его доводы.
  2. Суд города Архангельска приговорил водителя грузового автомобиля, на котором были неисправны тормоза, к лишению свободы сроком на 2 года, а также лишил его прав на 3 года. Причиной является смерть пассажира, который ехал в кузове и погиб, когда у машины не сработала тормозная система, и грузовик перевернулся и слетел с трассы.
  3. Тверской судья лишил водителя прав на 6 месяцев за то, что тот ехал с установленными в фарах LED-лампами, которые для этого не предназначены. Доводы автовладельца состояли в том, что машина была не его, и он не знал об установленных лампочках. Но суд решил, что водитель должен перед поездкой осматривать автомобиль на соответствие Правилам дорожного движения.