Пункт 8.5 ПДД – поворот и круговое движение

​В существующих Правилах можно найти несоответствие законам, а также некоторые исключения. Они есть и в п. 8.5, который устанавливает, как правильно совершать поворот и разворачиваться на проезжей части. Но все необходимо правильно понимать, особенно вопросы, касающиеся перекрестков, где установлено круговое движение.

В обзоре разберемся с комментариями в рисунках к пункту 8.5 ПДД, изучим практику судов и определим, какие статьи используются для наказаний.

Трактовка пункта 8.5 в ПДД

Перед каким-либо поворотом или разворотом водитель обязан заранее перестроиться в крайний ряд дороги, который предназначен для езды в этом направлении. Исключением является то, когда выполняется поворот на круг.

Когда слева от автомобиля находятся трамвайные пути этого же направления, и они расположены вровень с дорогой, то такие маневры должны осуществляться с них. Исключением будет случай, когда знаки под номерами 5.15.2 или 5.15.1, а также дорожная разметка 1.18 не указывают другой порядок. При данных маневрах для трамвая не должно быть помех.

В этой редакции Правил официальный текст рассматриваемого пункта действует, начиная с 2001 года. Изменения произошли только в 2005 году, чтобы привести в соответствие изменение номеров знаков.

Комментарии к п. 8.5

Для водителей по части обычных поворотов и разворотов все понятно:

  1. Если Вы намерены повернуть направо, то нужно перестроиться в правый ряд.
  2. Если необходим левый поворот, либо разворот, то данный пункт обязывает водителя занять полосу как можно левее.

Но в этом пункте есть непонятные моменты. Разговор идет о том, чтобы занимать крайнюю полосу перед совершением маневра. Но точного понятия крайнего положения не дано. Например, посмотрите схему ниже:

Крайнее положение

Многие автовладельцы согласны, что зеленая машина находится на крайней полосе, чтобы повернуть направо. Другими словами, водитель не нарушил п. 8.5 Правил. Но это относительное понятие, так как существует другой п. 9.10 ПДД, который утверждает, что количество полос для езды должно определяться в зависимости от габаритных размеров автомобиля и другого транспорта. И данное условие немного противоречит п. 8.5. Об этом говорит нижняя схема движения.

Крайнее положение ситуация

Как становится понятно из рисунка, водитель зеленой машины совершает маневр с крайней полосы. Но если справа имеется немного места, которого хватит для велосипедиста, он в свою очередь может проезжать перекресток в прямом направлении, что ему разрешают Правила дорожного движения.

Такие же ситуации можно описать и для левых поворотов, либо разворотов. Следует также обращать внимание, что п.8.5 при повороте налево или развороте не заставляет водителя по окончании маневра находиться именно в левом ряду. Разговор идет об этом только перед поворотом. Но при правом повороте и наличии возможности необходимо перестраиваться именно на правую полосу. Об этом утверждает п. 8.6 ПДД.

Круговое движение

При этом условия пункта 8.5 уже не действуют, но вступают в силу правила кругового движения. Вопрос в том, что движение по кругу является исключительным случаем из пункта 8.5 Правил. Особая проблема на дорогах России состоит в том, что основная часть водителей неверно ездит по круговым перекресткам, и неправильно располагают свои автомобили при совершении маневров.

Поясним подробнее. Официальная трактовка Правил в данном вопросе определяет, что кругом является перекресток с круговым движением. Это означает, что во время движения по нему водитель должен соблюдать условие нахождения на крайней полосе. И при выезде с него необходимо перестроиться на нее.

Такое действие является движением, поэтому выезд с круга будет маневром, а пункт 8.5 устанавливает, чтобы водитель занимал крайнюю полосу при маневре. В Российской Федерации на всех подобных перекрестках движение должно происходить против часовой стрелки.

Объясним детально:

  1. Когда водитель въезжает на круг, то совершает правый поворот, и пункт 8.5 Правил в виде исключения допускает въезд с любой полосы. В этом есть своя логика, так как повернуть налево не получится, ведь это будет встречная полоса.
  2. Если водитель намеревается выехать с кругового движения, то это правый поворот, а пункт 8.5 имеет исключение только в части въезда на круг. В связи с этим при выезде необходимо перестроиться на правый ряд.

Так можно изобразить верное круговое движение, обозначенное разметкой:

Круговое движение с разметкой

Как показано на рисунке выше, все транспортные средства, кроме красной машины, верно совершают маневрирование. Красный автомобиль пытается повернуть направо из второго ряда. Зеленая машина совершает аналогичный маневр, но ей это допускается исключением, которое описано в п. 8.5 ПДД.

Если на круге отсутствует разметка, то для красной машины нарушение не настолько очевидно:

Круговое движение без разметки

На верхнем рисунке такие же нарушения с той разницей, что нет линий разметки. Но когда круговое движение не похоже на круг, то нарушение будет совсем не очевидным.

Неочевидное круговое движение

Положительным моментом является то, что обычно на подобных перекрестках нанесена необходимая разметка. Негативная сторона заключается в том, что все-таки не все круги оснащают разметкой, а многие водители еще плохо знают ПДД в части кругового движения. Из-за этого часто происходят дорожные аварии. Поэтому в данном случае действует неоспоримое правило движения – «уступи дураку дорогу».

Кроме того, нужно учитывать то, что при заезде на круговое движение водитель должен уступать всем, кто на нем находится. Это оговорено в пункте 13.11 Правил в части 1.

Кроме этого, при проезде круга необходимо дважды включать правый сигнал поворота: один раз при въезде, а другой – при выезде. Левый поворот при проезде кругового движения включать не нужно.

Трамвайные пути

Стоит также учитывать п. 8.5 Правил, которые устанавливают порядок левого поворота и разворота, если имеются пути для трамвая. В них водители также не слишком хорошо разбираются.

Однако, ничего сложного в этом нет:

  1. Если имеется дорожная разметка, или знаки полос, то поворачивать можно только с дороги, но не с трамвайных путей.
  2. Если нет таких знаков или разметки, то можно поворачивать только с путей для трамвая, но нельзя поворачивать из полосы движения.

В данном случае не допускается создание помех трамваю. Но как быть водителю, если он остановился, ожидая разрешающего сигнала светофора, а позади подъезжает трамвай? Это Правила не объясняют.

Какой штраф

В этом случае наказание предусмотрено небольшое, и оно содержится в ст. 12.14 Административного кодекса. Там есть 2 вида наказания, из которых инспектор Госавтоинспекции должен выбрать одно:

  • Предупреждение.
  • 500 рублей штраф.

Если выписан штраф, то его можно оплатить по льготной стоимости и 50% скидкой, при условии, что платеж будет совершаться не позднее 20 суток со дня постановления о нарушении. Других наказаний за данный пункт Правил по закону не предусмотрено.

Практика судов

В судебных заседаниях выносятся разные решения по поводу нарушения порядка кругового движения и поворотов:

  1. Самарский суд отклонил жалобу водителя, которого наказали за левый поворот из средней полосы. Водитель решил, что Правила не запрещают этого.
  2. Вологодский суд также не удовлетворил жалобу автовладельца и оставил без изменения решение прежнего суда о том, что водитель не занял крайнее положение при правом повороте, так как на правой полосе находились другие транспортные средства. Один из автомобилей начал движение, и случилось столкновение.

Правила дорожного движения периодически изменяются, поэтому необходимо следить за их актуальным текстом, чтобы своевременно обновлять свои знания.