6 достоверных фактов, которые помогут иначе взглянуть на УАЗ

Расскажем интересные факты из истории автозавода УАЗ: как появилась эмблема марки, недостаток авто стал рекордом Гиннеса, и почему в цехах изготавливали радиотехнические детали вместо автомобилей.

Из ЗИСа превратился в УАЗ

История автозавода началась еще в 1941 году. Тогда было решено частично перевезти Завод имени Сталина. Чтобы оборудовать заводские цеха, необходимы были помещения. Для этого решили использовать склады таможенного управления, которые находились под городом Ульяновск на берегу реки Волги.

Эвакуированный Завод имени Сталина, а именно, его филиал №4 назвали УльЗИС. Уже в 1942 году предприятие начало отправку на фронт модели автомобиля ЗИС-5В грузоподъемностью 3 тонны. Но окончательно оборудовать недостаточно приспособленные для изготовления автомобилей склады так и не получилось. 22 июня 1943 года власти решили построить новый завод на берегу правого притока Волги – реки Свияги.

Новые заводские цеха получили имя «УАЗ», хотя на практике еще долгое время предприятие выполняло сборку автомобилей ГАЗ. Фактически там в 1947 году собирали модели ГАЗ-ММ. Позже в 1954 году вместе с горьковскими грузовиками в Ульяновске стали производить полноприводные вездеходы ГАЗ-69.

Вначале город назывался Синбирск, далее – Симбирск, через некоторое время – Ульяновск. В настоящее время он имеет двойное название Ульяновск/Симбирск. Это можно увидеть при въезде в город.

Какое имя завода заслужено – Сталина или Ленина

Официально автозаводу УАЗ имя Сталина не присваивалось. Есть мнение, что в тыл вместе с предприятием решили переправить имя великого вождя. Это имя так же автоматически ушло, как и пришло. В 1944 году выпуск автомобилей ЗИС из города Ульяновск был перенесен в Миасс. Там работал Уральский автомобильный завод, аббревиатура которого совпадает с УАЗом.

До 1962 года автозавод носил имя Сталина и назывался УралЗИСом. Следующим его названием было УралАЗ – Уральский автомобильный завод. А сегодня он называется УРАЛ. Имя Ленина Ульяновский завод получил в 1970 году официально, когда отмечали 100 лет Владимира Ильича Ленина.

Военное название «П/я 80»

Вовсе непонятное имя получило предприятие в 1951 году. Автомобильный завод неожиданно передали в иную сферу – радиопромышленность, а называть стали «Государственный Союзный завод п/я 80». В результате в заводских цехах начали выпускать военные радиолокационные комплексы.

П/я значит «почтовый ящик» - для тех, кто забыл. Так в Советском Союзе называли военные предприятия. К выпуску автомобилей УАЗ возвратился только в 1954 году.

УАЗ-69: несуществующая модель автомобиля

В 1954 году Ульяновский автозавод начал производство популярной в то время модели автомобилей ГАЗ-69. Но по документам они по-прежнему считались горьковскими, то есть, ГАЗ, а не УАЗ. В истории не было марки УАЗ-69, правильное название ГАЗ-69. Тогда стандарты диктовали свои условия.

Однако на капоте популярного «газика» постепенно появилась выштамповка «УАЗ». Это можно увидеть на фотографиях старых автомобилей. Об этом до сих пор спорят многие автолюбители, была модель уазовской или нет.

Почему солдатам УАЗ не понравился

Популярный УАЗ-469 производили для военных целей, и чаще всего он поступал в армию. Но военным специалистам и солдатам машина не понравилась тем, что в ней полностью не помещалось мотострелковое отделение, состоящее из 9 человек.

В связи с этим фактом интересным может показаться мировой рекорд автомобиля УАЗ. В 2010 году в данный автомобиль смогло поместиться 32 человека. Общий вес пассажиров был равен 1.9 тонны. Автомобиль с полной массой проехал 10 метров, что требуется для фиксации мирового рекорда Гиннеса. Но в машине находились не военные, а учащиеся циркового училища стройного телосложения.

Обязательным условием фиксации рекорда Гиннеса является то, чтобы водительское место в автомобиле было полностью сохранено. Когда данную процедуру проводили на автомобиле УАЗ, то водитель был довольно упитанный, но на свое место сел нормально.

Убрать окна, уменьшить двери

УАЗики и ГАЗ-69 не просто так комплектовались брезентовой, а не металлической крышей. Если было нужно, то тент быстро убирался, лобовое стекло ложилось на капот, а надставки дверей сверху отстегивались. В итоге автомобиль мог легко проезжать по заросшему лесу с низкорастущими ветками деревьев, а солдаты могли удобно стрелять.

Задние и передние двери были одинаковыми, поэтому их можно было менять местами, но только с одной стороны и только нижние элементы. Верхние части дверей военного автомобиля УАЗ можно было менять по диагонали: правая задняя с левой передней и наоборот. Унификация деталей военной машины для армии была особенно важна.

Отличительные черты

История завода по выпуску автомобилей УАЗ позволила получить для людей отличный внедорожник. Несмотря на многочисленные недостатки, он и в настоящее время занимает достойное место в мире автотехники.