ДТП с участием электросамоката и автомобиля на дороге

Для электросамоката в ПДД предусмотрены свои требования. Они влияют на исход дела по столкновению такого транспорта с автомобилем. Кто виноват в ДТП с электросамокатом, как доказать отсутствие вины, порядок действий для получения компенсации за ущерб, узнаем из этого обзора.

Кто чаще виноват в ДТП с электросамокатом

Из практики судов можно сказать, что обычно виноватым делают водителя автомобиля. А того, что ехал на самокате, чаще считают пешеходом.

  1. В ПДД указано, если человек движется на самокате без мотора, то он пешеход.
  2. В случае дорожной аварии с электрическим самокатом есть нюансы.

Для судей проще всего считать человека, движущегося на самокате пешеходом, независимо от наличия двигателя. Тогда всегда получается виноватым водитель автомобиля, и нечего дальше разбираться. Но, когда разговор идет об административном наказании, то судьи ведут себя наоборот. Ведь многие штрафы для водителя намного выше, чем для пешехода. К тому же, можно лишить человека прав.

В результате мы видим такие противоречия:

  1. Чтобы проще разобраться в судебном деле водителя самоката считают пешеходом, а виновником считают автомобилиста.
  2. Но, если «пешеход» на самокате окажется пьяным, либо нарушит другие ПДД на дороге, то будет платить по полной, как водитель автомобиля, либо его лишат прав.

Дальше узнаем, как поступать в сложившейся практике при ДТП с самокатами.

Что делать

В таких случаях необходимо разбираться в обстоятельствах происшествия.

  1. Обычный самокат без мотора или с электродвигателем?
  2. Где случилась авария: на проезжей части, во дворе?
  3. Считается ли самокат ТС по ПДД?
  4. Разрешено ли ехать по дороге, где случилось столкновение?
  5. Требуется ли водителю самоката документ на право управления?
  6. Кому принадлежит самокат?

Разберемся во всем по порядку.

Кто виноват, если самокат без мотора

Для водителя авто здесь только минусы. По ПДД обычный самокат, который движется только от силы ног человека, не является транспортным средством. Поэтому управляющий таким самокатом водитель по закону – это пешеход. Отсюда все последствия разбора ДТП полицией. Получается так, что водитель автомобиля сбил пешехода.

Электросамокат – что это по новым ПДД

Чаще всего его считают обычным самокатом. Но в Правилах дорожного движения указано несколько иное.

  1. Транспортное средство – устройство для перевозки людей или грузов по дороге. А значит, что электрический самокат уже можно спокойно называть транспортным средством.
  2. Электросамокат – механическое ТС, ведь он оснащен электродвигателем.
  3. Велосипед – ТС с двумя колесами, приводится в движение ногами человека с помощью педалей. На него допускается установка двигателя. Но электросамокат сюда никаким боком не подходит, ведь у него нет педалей.
  4. Мопед оснащается двигателем мощностью 0.25-4 кВт, а его скорость должна быть не более 50 км в час. Электрический самокат подходит под данные параметры. Чтобы ездить на мопеде, нужно получить водительское удостоверение, но регистрировать это ТС в ГИБДД не требуется.
  5. Если скорость превышает 50 км в час, то это уже будет считаться мотоциклом, и его нужно ставить на учет в Госавтоинспекции.

Если рассматривать Административный кодекс РФ, то в нем указано, что транспортным средством называется любое устройство, если оно движется быстрее 50 км в час, а мощность мотора превышает 4 киловатта.

Эти законы имеют основное значение для нашей темы:

  1. Для установления виновности будут учитываться требования ПДД.
  2. Чтобы вынести меру наказания, будут ссылаться на КоАП.

В результате получается, что электрический самокат является ТС в случае дорожной аварии, если его двигатель имеет мощность свыше 0.25 кВт. Иначе в судебных разбирательствах будет более вероятно, что водителя самоката посчитают пешеходом, а автомобилисту будет труднее доказать свою невиновность.

Что изменилось в ПДД

Сегодня готовятся поправки в ПДД, в которых водители электрических самокатов будут относиться к специальной категории, которая называется «средства индивидуальной мобильности». За ними закрепят некоторые права при передвижении по проезжей части. Они будут аналогичны правам велосипедистов. Значит можно будет ездить по краю дороги, а иногда по обочине или тротуару. Но пока данные Правила еще не действуют и только обсуждаются.

Инструкция к электросамокату

Чтобы точно определить, кем является человек на самокате, нужно изучить параметры в инструкции этого устройства. Но показывать данную информацию человек не обязан, и никто его за это не накажет. Что тогда делать водителю?

Ему потребуется действовать через суд. Нужно подать ходатайство о назначении экспертизы для определения мощности двигателя самоката, чтобы выяснить, является ли он ТС.

Допуск самоката на дорогу

Чаще всего в инструкциях указывается важная информация, которая снимает ответственность с производителя за случаи на дорогах. Там могут написать: «Устройство не должно использоваться на дорогах общего пользования». Если такое в инструкции есть, значит езда на самокате по дороге будет считаться незаконной.

Что это дает судам

Только суд может определить виновника ДТП и ответственных за нанесение ущерба. Это означает, что водитель автомобиля должен постараться доказать, что электрический самокат все-таки является транспортным средством. Это поможет ему снять с себя вину в ДТП или хотя бы уменьшить ее.

Верховный суд считает, что при отсутствии права на движение по дороге у участника движения не дает ему и никаких преимуществ. Поэтому в случае ДТП с электрическим самокатом и определения преимущественного права движения обязанности водителя уступить дорогу могут быть сняты. А значит, что виноват «электросамокатчик».

Но, если оба участника аварии ехали по тротуару, где авто сбил человека на самокате, то виноваты могут оказаться оба. Но чаще вину складывают на водителя автомобиля.

Если электросамокат взят в прокат

Здесь тоже есть свои особенности разбора ДТП. Вопрос в том, прокат – это коммерческая фирма. Ее работа определяется законами о защите прав потребителей. Значит обязанностью пункта проката электрических самокатов является доведение информации до потребителя о том, как оказывается услуга. Об этом указывает Федеральный закон № 2300-1ФЗ ст. 10.

Это означает, что работник проката, выдающий электросамокат, должен объяснить, что нельзя выезжать на дорогу общего пользования. Если никто ничего не объяснял, то ответственность можно переложить на пункт проката.

Если вы едете по дороге на автомобиле, будьте внимательны по отношению к пешеходам и водителям самокатов с двигателями и без них. Ведь проще уступить дорогу, даже если вы не обязаны этого делать, чем потом тратить месяцы и годы на судебные тяжбы в случае ДТП.