Законно ли требование инспектора открыть капот? Такое право сотрудникам ДПС действительно предоставлено нормативными актами, однако реализовать его можно далеко не в каждом случае. Разберем ситуацию, в которой может оказаться каждый водитель – как вести себя, при получении требования открыть капот.
Зачем инспектору ГИБДД нужна проверка под капотом? В Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД № 664, сотруднику ДПС предоставлено право предложить водителю выйти из машины для сверки регистрационных данных в документах с номерами узлов и агрегатов авто. Однако указанная норма не означает, что за отказ открыть капот водителю грозит какая-либо ответственность:
- в большинстве случаев, основной идентификационный код VIN можно сверить и без открытия капота, а номера иных агрегатов осмотреть на дороге практически не возможно;
- при предъявлении требования открыть капот, инспектор ДПС обязан раскрыть основания со ссылками на закон – например, если имеются подозрения об угоне машины;
- хотя водитель не обязан самостоятельно открывать капот, имеет смысл выполнить просьбу инспектора – осмотр займет не более минуты, тогда как категоричный отказ может привести к более тщательной проверке документов.
Какие проблемы может повлечь допуск инспектора к содержанию узлов и агрегатов машины? Если у вас не установлено нештатное оборудование (например, ксенон), а все номера на узлах и агрегатах легко были прочитаны экспертом при проведении последнего техосмотра, переживать за итоги проверки не стоит. Поскольку инструментальный досмотр машины провести на дороге невозможно, инспектор может выдать направление на диагностику только при выявлении особо грубых нарушений.
Можно ли отказаться от открытия капота без объяснения причин? Это вполне возможно, однако не всегда оправданно. В Административном регламенте указано на право сотрудника ГИБДД предложить открыть капот, при этом водитель не обязан соглашаться на такую просьбу. Однако категоричный и резкий отказ наверняка вызовет подозрения со стороны инспектора – он может существенно затянуть процесс проверки документов и авто.
Что делать, чтобы избежать проблем при предъявлении требования открыть капот? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- попросите инспектора разъяснить причину такого требования, убедитесь в наличии у него соответствующих полномочий;
- так как для визуального осмотра не требуется присутствие понятых или свидетелей, примите участие в проверке номеров, представьте регистрационные документы (ПТС, свидетельство о регистрации ТС);
- при возникновении претензий о наличии дополнительного нештатного оборудования, потребуйте составления акта с описанием всех потенциальных нарушений.
Если идентификационный номер VIN находится под капотом, вы можете лично убедиться в его соответствии с регистрационными документами. При наличии нечитаемых символов, сотрудник ГИБДД может временно задержать авто для проведения инструментального осмотра. Опасаться этой процедуры не стоит – если отсутствуют следы подделки или затирания цифр и букв, проверка займет несколько минут.
Таким образом, обязать водителя открыть капот для доступа к основным узлам и агрегатам инспектор ДПС не вправе. Он может лишь предложить водителю выйти из машины для сверки номеров с регистрационными данными. Однако категорично отказывать в удовлетворении такой просьбы также не следует, поскольку сотрудник ДПС может существенно затянуть процедуру проверки.