Законопроект о средствах индивидуальной мобильности

Министерство транспорта России выдвинуло инициативу о том, чтобы ввести в ПДД дополнительное понятие. Оно называется «средство индивидуальной мобильности». Продолжают поступать разные предложения, связанные с изменениями закона, касающимися средств мобильности. К ним относятся скейтборды, коньки на роликах, гироскутеры, моноколеса, сигвеи, электрические самокаты.

Проект закона создавался с участием ГИБДД. Пока нет информации о том, когда данные изменения вступят в законную силу, но общественное обсуждение закончено в ноябре 2020 года. Рассмотрим, какие изменения готовятся, виды наказания за их нарушения.

Тонкости нового проекта закона

На новый законопроект обратили внимание еще в августе 2020 года. Инициативу выдвинуло правительство Москвы. Поступило предложение, чтобы признать средствами индивидуальной мобильности электрические самокаты и гироскутеры. Для них необходимо разработать специальные правила, а также ответственность за их нарушение.

Решено, что в Правила дорожного движения введут понятие «СИМ», что означает «средства индивидуальной мобильности». Это конструкции, которые предназначены для передвижения человека с помощью мускульной силы, либо посредством электрических двигателей.

К перечисленному выше перечню данных средств передвижения не будут относиться велосипеды и инвалидные коляски.

В тексте ПДД появится новый участник движения – пользователь СИМ. На данный момент эту категорию пользователей относят пока к пешеходам. Другая тонкость, относящаяся к возрастным ограничениям в том, что дети возрастом до 7 лет будут считаться пешеходами, даже если они передвигаются на СИМ.

Планируемые изменения

Законодатели считают необходимым создать систему регулирования движения СИМ. По новому закону их пользователи будут считаться участниками дорожного движения, наделенными обязанностями и правами.

Наиболее значимые поправки будут в ПДД разделе 24, где описано регулирование движения велосипедистов. Эта глава будет называться по-другому, и в нее внесут планируемые поправки.

Законодательные органы предлагают ввести неограниченный список средств мобильности. Этим дается свобода исполнительной власти, судьи, сотрудники ГИБДД определят, что туда будет входить. Основной фактор в определении СИМ состоит в том, что движение должно осуществляться силой человека, либо электродвигателем. Также средства СИМ считаются отдельными предметами.

Где можно ездить после поправок

Рассмотрим подробнее все участки дороги, доступные для движения.

Велосипедная дорожка

Решено, что пользователи СИМ возрастом старше 14 лет могут ехать по велосипедной дорожке, полосе для велосипедистов на проезжей части, если таковые имеются. Если имеется велосипедная дорожка, то на роликах уже будет запрещено ездить по тротуару.

Тротуар

Если в населенном пункте велодорожек нет, то водители СИМ имеют право ехать по тротуару, не мешая пешеходам.

Край проезжей части, обочина

Пользователи СИМ возрастом свыше 14 лет могут ездить по правой стороне дороги, обочине, если отсутствует тротуар, велосипедная дорожка или велополоса.

Как должны ездить на СИМ после изменений в законе

Запрещено обгонять других пользователей средств индивидуальной мобильности. Нужно передвигаться в одном ряду с ними. Нельзя ехать на СИМ со встроенной гироскопической системой уравновешивания с правой стороны проезжей части.

По скорости движения нормы вводятся только на тротуаре. На обычной дороге допускается двигаться без ограничений по скорости. В местах, где ходят пешеходы, нельзя ездить быстрее 20 км в час. Пешеход в таких местах будет пользоваться приоритетом.

Семилетние дети, передвигающиеся на электрических самокатах, сигвеях, моноколесах не будут считаться водителями. Они приравниваются к пешеходам. В случае нарушений Правил отвечать будут их родители, либо сопровождающие лица. Если возраст ребенка, движущегося на СИМ, более 7 лет, то он будет считаться водителем.

Новые Правила будут намного мягче, и в большинстве случаев водителей приравняют к пешеходам.

Многих пользователей СИМ интересует вопрос о том, необходимо ли уступать дорогу пешеходам. Это объясняется так, если пути движения пешехода и пользователя СИМ пересекаются, то поступать нужно, как будто это два пешехода.

Если ребенок несет в руках устройство СИМ, либо ведет его по дороге, то он должен находиться справа от проезжей части, а не слева, как пешеходы. Люди, ведущие в руках велосипед, мопед, либо перемещающиеся в инвалидной коляске, должны также двигаться по ходу движения основного транспортного потока.

Переход проезжей части по светофору производится по сигналам пешеходных сигналов, либо с изображением велосипедиста.

Водители транспорта обязаны уступать дорогу пользователям СИМ в следующих случаях:

  1. При повороте направо.
  2. Когда осуществляется выезд с прилегающей территории, либо въезд на нее.
  3. На пешеходных переходах без светофора.

Водителям СИМ нельзя ездить по автомагистрали, но разрешено двигаться по обычным дорогам, во дворах домов, жилых зонах, по тротуарам. Если на СИМ предусмотрены фары или фонари, то они должны быть включены в ночное время.

Средствам индивидуальной мобильности запрещена буксировка велосипеда, либо другого СИМ. В ПДД будет запрещение пользования данными средствами в состоянии алкогольного, наркотического состояния, в больном виде при угрозе безопасности на дороге.

Следующие дорожные знаки будут относится к средствам СИМ:

  1. Обгон запрещен.
  2. Движение запрещено (исключение составляют дети до 7 лет).
  3. Въезд запрещен.
  4. Движение на мопеде и велосипеде запрещено.

Также будет создан новый знак, запрещающий именно движение средств индивидуальной мобильности.

Какой штраф

Это наиболее интересует многих владельцев СИМ. Как и прежде, будут действовать две штрафных санкции, которые указаны в КоАП ст. 12.29.

Если водитель СИМ, являющийся нарушителем ПДД, трезв, то штраф для него может составить 800 рублей. В состоянии опьянения водители будут наказываться по более строгим меркам, и штраф для них будет в пределах 1000-1500 рублей.

Наша жизнь на самом деле заставила изменить ПДД, так как сигвеи, гироскутеры и электросамокаты все больше наполняют транспортные потоки дорог. Законодатели вводят справедливые и логичные поправки. Как и прежде, любому водителю на дороге нужно быть аккуратным и внимательным.