Как понять, что пора менять аккумулятор в машине

Аккумуляторная батарея (АКБ) в автомобиле выполняет несколько видимых функций, а также ряд тех, которые известны только профессиональным автоэлектрикам. Основное, что знают все – это пуск двигателя, то есть обеспечение стартерного режима. Вот тут и происходит подавляющее число отказов. После чего истина всплывает – батарея является типичным расходником со вполне предсказуемым сроком службы.

Причины старения аккумуляторных батарей

В батарее происходят электрохимические процессы двух типов – накопление энергии, то есть заряд, и отдача сохраненного во внешнюю нагрузку, соответственно, разряд. Работают положительные и отрицательные свинцовые электроды, пористая активная масса и электролит – водный раствор серной кислоты.

Из-за неидеальности химического состава всех компонентов, их конструктивного исполнения, а также неизбежного превышения рамок эксплуатационных режимов работы, в батарее накапливаются изменения:

  • расходуется металл электродов;
  • изменяется концентрация электролита и химический состав активной массы;
  • нарушается прочность крепления элементов между собой;
  • деградируют сепараторы;
  • нарастает «разбег банок», то есть последовательно соединенные ячейки отличаются по степени заряженности;
  • снижается прочность корпуса и соединений.

Все это приводит к снижению текущей емкости аккумулятора, его тока отдачи под нагрузкой, а также к необратимым химическим процессам. Результатом станет неспособность АКБ выполнять свои задачи или полный отказ из-за замыкания или обрыва.

Внешние проявления потери емкости

Если не следить за состоянием автомобиля, то первые признаки потери емкости будут замечены (и обычно перепутаны с необходимостью подзарядить) при запуске мотора в холодное время года. Ведь со снижением температуры падает активность химических, тем более электрохимических процессов. Это сразу же проявится в ряде симптомов:

  • медленное вращение коленчатого вала, что затрудняет запуск;
  • во время прокрутки гораздо сильнее обычного падает яркость всех ламп, особенно мощных в фарах;
  • даже после запуска мотор легко глохнет при попытках включения мощных потребителей энергии, весь ток уходит в пустой аккумулятор;
  • наблюдается быстрый саморазряд даже полностью восстановленного аккумулятора.

Финалом станет полный отказ при попытке включить стартер. Лампы погаснут, а вал не провернется.

Инструментальные проверки

Можно провести тестирование батареи, хотя первое проявление критического состояния будет замечено при попытке восстановить заряженность при помощи внешнего источника. АКБ быстро примет максимум заряда, что проявится в росте напряжения выше допустимого при небольшом токе и начавшемся интенсивном кипении электролита. Такого быть не должно, полная емкость требует порядка 10 часов заряда положенным током.

Более детальные проверки можно сделать при помощи тестера аккумуляторов, что сейчас стало доступным, на рынке много предложений различной сложности и стоимости. Прибор покажет степень заряженности, вероятную величину стартерных возможностей и остаточную емкость.

Косвенно проверка производится замерами плотности электролита и связанной с ним ЭДС батареи. Если есть доступ, то можно оценить уровень в банках, а также наличие сульфатации по характерному цвету пластин.

Более затратно по времени проведение контрольного цикла, сейчас это мало кто делает. Сомнительную батарею проще обменять с доплатой на новую.

Оценка срока наработки

Сомнения должны появиться примерно после трех лет службы, особенно при больших пробегах. Критическое значения для самых бюджетных АКБ составляет до 5 лет и пробегах до 100 тысяч километров. Дальше имеет смысл профилактическая замена. Возиться с полуживой батареей мало кому захочется, а стоимость труда автоэлектрика лишает затею экономического смысла.

Ремонт или замена

Времена ремонтопригодных батарей уже прошли. Сейчас нет необходимости менять электроды и сепараторы, выполнять восстановительные циклы, использовать сложные технологии десульфатации. Стоимость подобных услуг автоэлектрика вполне сравнима с половиной цены нового аккумулятора при сомнительной эффективности. Можно долить дистиллированной воды, восстановив уровень электролита, но и это не во всех АКБ получится сделать.

Решение всех проблем – покупка новой АКБ. Особенно если учесть, что значительная составляющая её цены – это содержащийся там свинец. А его учтут при скидке на сдачу старого аккумулятора.

Без аккумуляторной батареи, заряженной и имеющей достаточные способности по емкости, стартерному току и надежности, эксплуатация автомобиля становится проблемной, а в большинстве случаев и невозможной. Отсюда необходимость сразу после выявления критических признаков немедленно менять её на новую и соответствующую модели автомобиля. Надежда на помощь окружающих в пуске двигателя не всегда срабатывает. А полный отказ батареи может нанести очень серьезные повреждения сложной и дорогой бортовой электронике.