Большие обороты на холостом ходу: причины и возможные последствия

Работу двигателя на минимальных оборотах без нагрузки обычно называют холостым ходом. Хотя это не совсем верно. Холостые – это любой режим без передачи положительного крутящего момента на трансмиссию. Даже при торможении двигателем обороты считаются холостыми, хотя момент есть, но он меняет знак. В привычном смысле холостой ход (ХХ) – это вполне определённая частота вращения, и её отклонения говорят, что с мотором не всё в порядке.

Чем определяются и как регулируются обороты

Если не рассматривать экзотические и редкие сейчас карбюраторные моторы, то в системах с электронным впрыском топлива за поддержание штатных оборотов ХХ отвечает электроника двигателя (ЭСУД). В её программу заложено численное значение частоты вращения, электронный блок встроенным тахометром измеряет реальные обороты, сравнивает их с реально текущими, после чего отдаёт команды на корректировку воздушного потока и опережения зажигания.

Исполнительным механизмом служит регулятор холостого хода (РХХ). Это шаговый электродвигатель, который по команде ЭСУД открывает или закрывает на заданную величину воздушный канал в обход дроссельной заслонки. Система вычисляет необходимое количество топлива по массе добавочного воздуха, таким образом подгоняя обороты к нужной величине.

Чем грозит повышение частоты вращения

Сами по себе повышенные обороты неудобны для водителя, но безвредны для автомобиля. Проблема в том, что причина их появления может быть не настолько безопасной. Рассогласование работы системы управления двигателем грозит более серьёзными неприятностями:

  • в баке может оказаться некачественный бензин, что грозит разрушением деталям двигателя под нагрузкой;
  • изменение состава смеси ведёт к появлению отложений, перегревам, разрушению катализатора и трещинам в деталях;
  • ошибки в работе системы зажигания могут провоцировать детонацию и прогорание клапанов;
  • возможны пробои прокладки головки блока, что ведёт к быстрому износу и заклиниваниям деталей;
  • проблемы с управлением турбокомпрессором заставят его преждевременно заменить.

Иногда двигатель сам переводит обороты на повышенные из-за отказов в системе датчиков. Высвечивается ошибка, это сигнал к посещению диагноста, в данном случае возможно и своим ходом, но с минимумом нагрузок и контролем температуры.

Почему растут обороты

Причин может быть много, особенно с учётом, что это типовая реакция мотора на аварийный режим. Их можно примерно разделить на возникающие в ЭСУД и неисправности механической части, включая подачу воздуха. Иногда увеличенные обороты не будут признаком неисправности, например, это типичный режим прогрева мотора сразу после пуска. Подразумевается, что начинать движение можно только после установления нормального ХХ.

Ошибки датчиков

Наиболее часто виноватыми оказываются датчики и исполнительные механизмы, ответственные за подачу воздуха в двигатель:

  • регулятор холостого хода может неверно отрабатывать команды;
  • датчик дросселя со временем изнашивается, его показания не соответствуют реальному положению дроссельной заслонки;
  • датчик массового расхода воздуха даёт ошибочные показания, что будет замечено ЭСУД по косвенным признакам и обороты будут добавлены;
  • датчик температуры покажет, что она недостаточна, это будет воспринято как режим прогрева.

Определить неисправности поможет сканер диагноста, где все показания будут считаны и сопоставлены с номинальными. В ситуации, где сканера нет, можно использовать метод последовательной замены деталей на заведомо исправные.

Лишний воздух

Неучтённый датчиками воздух может подсасываться через неплотности воздушного тракта и впускного коллектора. Производится контроль уплотнений, лучше использовать дымогенератор. Можно применить тест с опрыскиванием подозрительных мест горючей жидкостью, например, очистителем из баллончика или кистью с бензином, соблюдая противопожарную осторожность.

Проблемы с дросселем и регулятором

Дроссельная заслонка из-за коррозии или засорений может не полностью закрываться, что будет воспринято как нажатие на педаль газа. Закиснуть способен и тросик привода, могут быть проблемы с электронным управлением дросселем. Тот же эффект даст неисправный РХХ, в котором вырабатывается смазка штока или загрязняется отложениями конус клапана. Всё это несложно увидеть на экране сканера или проведя программное тестирование. РХХ подлежит замене, а дроссельный узел – очистке и замене прокладки.

Езда с повышенными оборотами на холостом ходу не просто некомфортна. Она чревата отказами, а в худшем случае и поломками, хотя эвакуатор сразу после произошедшего и не потребуется, машина вполне способна добраться к месту ремонта своим ходом. Но обычная эксплуатация не рекомендуется, причина не выявлена, и она может оказаться достаточно опасной. С диагностикой и восстановлением оборотов лучше не затягивать.