Категории водительских прав в 2024 году не претерпели изменения, по сравнению с предыдущим годом. Последние изменения в перечень категорий были внесены в ноябре 2013 года, а за последние 5 лет были лишь уточнены требования к теоретической и практической подготовке водителей.
В этом материале разберем, на какие виды транспорта распространяются определенные категории прав, и что нужно сделать для их подтверждения или изменения.
Зачем нужны категории прав
Правила дорожного движения, требования дорожных знаков, предписания разметки распространяются на все виды транспортных средств. Однако управление отдельными видами ТС обязывает водителей проходить специальную подготовку, учитывать технические характеристики, подтверждать надлежащее состояние здоровья по расширенному перечню заболеваний. Поэтому и требования к получению права управления разными видами транспорта будут существенно отличаться.
Сведения о каждой категории прав, которыми обладает шофер, фиксируются в официальном бланке – водительском удостоверении. Информация о категориях в/у будет использоваться следующим образом:
- гражданин может управлять определенным транспортным средством только при прохождении экзаменов по определенным направлениям подготовки (только после сдачи экзаменов соответствующая категория будет внесена в бланк удостоверения);
- если гражданин управляет ТС, на которое в удостоверении не закреплена категория, он будет привлечен к ответственности, как не имеющий прав;
- при оформлении на работу шофером, могут устанавливаться дополнительные требования к перечню открытых категорий (например, чтобы устроиться на работы водителем общественного транспорта, нужно иметь в удостоверении категорию D или аналогичные подкатегории).
Для получения права управления по отдельным категориям, соискателю нужно пройти теоретическую и практическую подготовку по специальным программам автошкол, сдать вождение и экзамены, пройти медкомиссию и получить справку. Разберем, какие категории действуют в России в 2024 году, и в чем заключается перечень требований к претендентам.
Таблица категорий и подкатегорий
С ноября 2013 года в России действует 5 базовых категорий и 4 подкатегории (для модификаций ТС). Кроме того, в отдельную классификацию выделены подкатегории для транспорта с прицепами, для управления трамваями и троллейбусами. Для наглядности, представим все доступные категории в виде единой таблицы:
Категория/подкатегория |
Вид ТС |
Примечания |
A |
Мотоцикл |
|
A1 |
Легкий мотоцикл |
|
B |
Легковой транспорт, грузовой транспорт массой до 3.5 тонн |
Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
BE |
Легковой транспорт с прицепом |
|
B1 |
Трицикл |
|
C |
Грузовой транспорт массой свыше 3.5 тонн |
Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
CE |
Грузовой транспорт с прицепом |
Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
C1 |
Грузовой транспорт массой 3.5-7 тонн |
Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
C1E |
Грузовой транспорт массой 3.5-7 тонн с прицепом |
Тоннаж грузовика для этой категории определяется по ПТС или иному документу производителя |
D |
Автобус |
|
DE |
Автобус с прицепом |
|
D1 |
Микроавтобус |
|
D1E |
Микроавтобус с прицепом |
|
M |
Мопед |
|
Tm |
Трамвай |
|
Tb |
Троллейбус |
|
Закон не запрещает открывать сразу несколько разных категорий и подкатегорий для управления разными видами транспорта. Например, сдав экзамены на управление легковым и грузовым автомобилем, гражданин может пройти дополнительную подготовку и получить разрешение на управление автобусом. В настоящее время не используется категория E, ранее позволявшая управлять грузовиками, автобусами и их модификациями.
Разграничение по категориям и подкатегориям проходит по типу ТС, разрешенной массе, наличию прицепа и его весовым характеристикам. Разберем особенности транспортных средств, по которым происходит их распределение по разным категориям.
Категория A
Открыв категорию A, гражданин приобретает законное право на управление мотоциклом, т.е. транспортным средством с двумя колесами, с боковым прицепом или без такового. Ключевой особенностью данной категории является возможность получить водительское удостоверение с 16 лет (по всем остальным категориям такое право возникнет только с 18 лет). Помимо мотоциклов, под данную категорию подпадают иные ТС, имеющие 3 или 4 колеса, чья масса не превышает 400 кг (в снаряженном виде).
В отдельную подкатегорию А1 выделены маломощные мотоциклы. Получить право управления по A1 можно на ТС, чья мощность не превышает 11 кВт, а объем двигателя – не более 125 см.куб. Естественно, имея открытую категорию A, можно легально управлять мотоциклом, подпадающим под характеристики A1.
Категория B
Именно категория B является наиболее распространенным видом права управления, так как позволяет эксплуатировать:
- легковые автомашины, с разрешенной массой до 3.5 тонн, количеством сидений для пассажиров не более 8 (без учета места для водителя);
- легковой транспорт с прицепом, чья масса не более 750 кг;
- легковой транспорт с прицепом, чья масса более 750 кг, однако совокупный вес ТС не превышает 3.5 тонн;
- небольшие грузовики и микроавтобусы, подпадающие под перечисленные выше характеристики.
Под категорию B подпадает практически весь легковой автотранспорт отечественных и зарубежных производителей. Исключение составляют только отдельные модификации, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях.
Характеристики ТС, которые учитываются при распределении по категориям, фиксируются в технической документации производителя (ПТС, паспорт транспортного средства). Поэтому собственникам и владельцам машин запрещено произвольно менять эти характеристики, так как это может повлиять на разграничение по категориям управления. Если проводится модификация легкового автомобиля с изменением технических характеристик, необходимо пройти процедуру перерегистрации и согласования в органах ГИБДД.
В базовую категорию B подпадает легковой транспорт с прицепами. Однако водитель должен учитывать ограничение по допустимой массе:
- при стандартных условиях, масса прицепа не должна превышать 750 кг;
- если весовые характеристики прицепа выше 750 кг, его масса не должна быть выше веса автомобиля;
- дополнительное ограничение предусмотрено по совокупным весовым параметрам прицепа и легковой автомашины – они не должна быть тяжелее 3.5 тонн.
На рынке можно встретить прицепы, которые выходят за рамки указанных параметров. В этом случае нужно оформить специальную подкатегорию BE. Она позволит эксплуатировать прицеп, чья разрешенная масса будет выше веса машины без нагрузки, либо при превышении общего веса в 3.5 тонн.
При остановке на дорогах, существует вероятность, что инспектор ГИБДД потребует проверки веса легкового автомобиля и/или прицепа, чтобы убедиться в его соответствии категории B или BE. Для этого будет проводиться внешний осмотр машины и прицепа, взвешивание на спецоборудовании, сравнение с технической документацией производителя.
Отдельная подкатегория B1 открывается для управления квадрициклами и трициклами. Такие ТС встречаются на рынке крайне редко, поэтому отметку B1 можно встретить в водительских удостоверениях лишь в единичных случаях.
Категория C
Если гражданин планирует эксплуатировать грузовой транспорт, либо легковой автомобиль, не подпадающий под категорию B, ему придется сдавать теорию и практику на категорию C. Под категорию C подпадает грузовой автотранспорт и его модификации, соответствующие следующим параметрам:
- грузовой автомобиль со средними весовыми характеристиками (от 3500 до 7500 кг.);
- тяжелый грузовой транспорт с массой свыше 7500 кг, однако не подпадающий под категорию D (подкатегория C1);
- грузовая автомашина с прицепом, вес которого не более 750 кг.
Как и в иных случаях, разрешенная масса ТС для правильного отнесения к категории, будет определяться по паспорту производителя.
Для базовой категории С предусмотрено сразу 3 подкатегории, которые разграничиваются следующим образом:
- под CE можно эксплуатировать грузовой транспорт с прицепом (полуприцепом), чья масса выше 750 кг;
- по специальной подкатегории C1 фиксируется право эксплуатации грузовиков, чья масса регламентирована в пределах 3.5-7.5 тонн, в том числе с прицепом до 750 кг;
- подкатегория C1E предназначена для шоферов грузовых автомашин с прицепами, чья масса выше 750 кг, но не больше веса автомашины (предусмотрено и ограничение по совокупной массе грузовика с прицепом – не более 12 тонн).
Имея базовую категорию С, водитель может эксплуатировать транспорт по подкатегории С1. Аналогичным образом, отметка СE дает право эксплуатации машины с прицепом, отвечающим характеристикам подкатегории C1E.
Таким образом, для управления легковым и грузовым транспортом, водителю придется сдавать экзамены на 2 разные категории – C и B. Это можно сделать в рамках одного теоретического экзамена, однако практическое вождение придется проходить отдельно на грузовике и легковом автомобиле.
Категория D
Характеристики автотранспорта, подпадающие под категорию B, позволяют перевозить пассажиров количеством не более 8. При превышении таких значений, единица автотранспорта будет отнесена к автобусам, т.к. предназначена для массовой перевозки пассажиров. На управление автобусами различных модификаций нужно открывать категорию D.
Под категорию управления D подпадает следующий транспорт:
- маршрутные такси, в которых количество посадочных мест для пассажиров превышает 8 человек (без учета места водителя);
- автобусы любых модификаций и без ограничения по весовым характеристикам;
- автобусы, модифицированные прицепом с массой не выше 750 кг.
Фактически, категория D предоставляет право заниматься частным извозом на маршрутных такси, устраиваться на работу в государственные и муниципальные автопарки. Однако для специальных модификаций сочлененных автобусов категория D не подходит, так как предъявляются повышенные требования и навыки к водителю.
Для автобусов, имеющих специальные характеристики или использующие прицепы, должны быть открыты дополнительные подкатегории:
- в подразделе DE представлены сочлененные автобусы, либо ТС по категории D, использующие прицеп с массой свыше 750 кг;
- по D1 выдается право управления небольшими автобусами, где количество мест для пассажиров не превышает 16 человек, а также для таких же ТС с прицепами массой до 750 кг;
- если при управлении автобусом используется прицеп с массой более 750 кг, либо совокупный вес ТС с прицепом превышает 12 тонн, придется открывать категорию D1E.
Естественно, использование прицепа у автобуса не должно быть связано с перевозкой людей. ПДД запрещают эксплуатировать прицепы для размещения пассажиров.
Категория M
Для эксплуатации маломощных ТС, не подпадающих даже под характеристики мотоциклов, достаточно открыть категорию M. Она позволяет эксплуатировать мопеды и легкие квадрициклы. Ключевой особенностью является возможность водить мопед даже при отсутствии категории M в бланке удостоверения. Для этого гражданину достаточно иметь любую иную категорию прав.
Tm и Tb
Ввиду специфики управления и особенностей технических характеристик, в отдельные категории были вынесен электрический общественный транспорт – трамваи и троллейбусы. Для обучения теории и практике вождения такими ТС нужно пройти специальные программы. Естественно, тратить время на открытие категорий Tb (троллейбус) или Tm (трамвай) имеет смысл только при трудоустройстве в предприятие, занимающееся муниципальными перевозками пассажиров.
Порядок изменения категорий
Ввиду специальных требований к разным категориям вождения, гражданам придется сдавать отдельный экзамен, либо подавать заявление сразу по нескольким направлениям подготовки. Например, можно одновременно пройти обучение и сдать экзамены на категории C и B. Подготовкой водителей могут заниматься автошколы и центры, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.
При открытии дополнительных категорий нужно учитывать следующие нюансы:
- для отдельных категорий прав могут быть предусмотрены специальные ограничения по состоянию здоровья, что влечет увеличение количества врачей и обследований при прохождении медкомиссий (например, дополнительные врачи предусмотрены при получении медсправки на категорию D);
- при обращении в орган ГИБДД нужно представить карточки или свидетельства из автошколы, подтверждающие успешное завершение курса теории и практики по заявленной категории;
- внесение новых категорий происходит путем выдачи обновленного бланка водительского удостоверения.
Вне зависимости от количества подтвержденных категорий, бланк водительского удостоверения будет действовать 10 лет. По истечении этого срока не нужно проходить повторные экзамены, чтобы получить новый бланк. Однако гражданин обязан представить новую справку о прохождении медкомиссии по перечню противопоказаний, соответствующему требованиям открытых категорий прав.
Что грозит за управление без категории
Соблюдение правил допуска к вождению является обязанностью каждого гражданина. Это означает, что при отсутствии водительского удостоверения, либо отдельных категорий, нельзя эксплуатировать транспорт. Например, наличие категории C не позволяет управлять автобусом или грузовиком с массой выше 3.5 тонн.
Если при проверке на дороге выявлен факт эксплуатации транспорта без подтверждения открытой категории прав, гражданину грозит административная ответственность. Закон рассматривает такие случаи по ст. 12.7 КоАП РФ, а наказанием будет являться штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. Например, при управлении автобусом без открытой категории D нельзя избежать наказания, даже если в бланке удостоверения стоят отметки C и B.
Если водителя лишают прав за нарушение ПДД, временно прекращается действие всех категорий. Например, если за пьяную езду на легковом автомобиле гражданин будет лишен прав по суду, он не сможет управлять и иными ТС (грузовиками, автобусами и т.д.).