Инспектор ГИБДД, остановив автомобиль, как правило, запрашивает у водителя права. Обнаружив в них несоответствие типу управляемого ТС, инспектор применит в отношении водителя строгие штрафные санкции, предусмотренные законом — ознакомимся с их спецификой подробнее.
Какой будет штраф за отсутствие нужных прав?
Штраф за езду без нужной категории считается санкцией за правонарушение, приравненное к езде без прав вообще. В обоих случаях водитель штрафуется на сумму от 5 до 15 тыс. рублей в соответствии со ст. 12.7 КоАП РФ, а его автомобиль транспортируется на штрафстоянку.
Отметим, что указанный штраф назначается не инспектором ГИБДД, который обнаруживает несоответствие категории водительских прав типу ТС, а ответственным сотрудником ведомства в должности начальника или его заместителя. Рядовой инспектор ограничивается только лишь составлением протокола о выявленном правонарушении. Впоследствии данный протокол передается компетентному лицу, который далее в порядке, установленном КоАП РФ, назначает штрафную санкцию.
Что понимать под отсутствием нужных прав?
Штраф за управление ТС без категории (A, B, C, D, E), соответствующей типу транспортного средства, назначается за правонарушение, которое представляет собой любое расхождение между:
- категорией ТС, указанной в водительских правах (смотрится по буквам);
- классификацией ТС, определяемой по таким ключевым параметрам как максимальная масса, объем двигателя, наличие или отсутствие прицепа и иным, которые по существу позволяют установить факт правонарушения.
При этом, категории, фиксируемые в правах, в общем случае не делятся «по старшинству»: условно говоря, наличие в документе буквы C не означает, что водитель вправе управлять легковыми автомобилями — для которых нужны права, где зафиксирована буква B. Исключение — права категории M, соответствующие мотоколяскам. Такого типа транспортные средства могут управляться человеком, у которого есть права любой категории.
К числу распространенных нарушений, приводящих к штрафу, о котором идет речь, можно отнести, к примеру, езду:
- на легковой машине с тяжелым прицепом в отсутствие прав категории BE (и если даже есть B, то это уже будет нарушением):
- на мотоцикле с правами B (в то время как обязательно нужны A);
- на большом автобусе, который состоит из двух сцепленных шасси, с правами D (в то время как обязательно нужны DE).
Не следует путать самостоятельную категорию прав и подкатегорию. Первый тип идентификатора всегда обозначается только буквами. Второй — буквами (одной или двумя) и цифрой (пока что используется только цифра 1). Например, права C1 – это подкатегория прав C (соответственно, с правами C можно управлять соответствующими категории C1 автомобилями). Однако, CE (грузовики с прицепом большой массы) – это уже самостоятельная категория прав. Если ТС, соответствующее ей, управлять с правами C, то будет штраф.
Единственный способ избежать штрафа за управление ТС с правами, где нет нужной категории — пройти в установленном порядке переобучение на нужную категорию. Данная процедура имеет ряд нюансов — полезно будет ознакомиться с ними.
Как переобучиться на нужные права и избежать штрафа?
Можно выделить следующие несколько базовых сценариев, при которых осуществляется переобучение водителя на права нужной категории:
- Сценарий, при котором обязательны:
- прохождение обучения в автошколе (с теоретическим курсом и практическим вождением с инструктором);
- последующая аттестация с участием инспектора ГИБДД в три этапа (теория, автодром, город).
Указанный сценарий актуален, если человек, к примеру, имея права только на легковую машину, планирует получить документ с буквой C. То же самое — если он, обладая задокументированными навыками на управление грузовиком, по каким-то причинам не имеет разрешения категории B и желает получить его. Таким образом, мы наглядно наблюдаем сценарий, при котором нет «старшинства» каких-либо прав: наличие удостоверения C не предопределяет каких-либо льгот в получении удостоверения B. Как и наоборот — с точки зрения навыков, необходимых для получения прав C, человек, имеющий права B, и претендент, не имеющий никаких прав вообще, расцениваются как лица с одинаковым уровнем подготовки.
Отметим, что есть некоторые исключения из рассматриваемого правила. Например, если человек недавно сдавал теорию на удостоверение D (езда на автобусе), то ее результаты могут зачесть при сдаче теории на права C – но только если с момента предыдущей сдачи прошло не более 3 месяцев. Это обусловлено тем, что билеты на указанные две категории прав в значительной части совпадают. Но практику придется сдавать на общих основаниях — вне зависимости от результатов, показанных ранее — даже если они позволяют охарактеризовать претендента как квалифицированного водителя.
- Сценарий, при котором обучение необязательно, а при сдаче на права проводится только теоретический тест.
Подобный сценарий актуален, если у человека есть права B, однако ему требуется получить удостоверение на управление мотоциклом. В этом случае ему достаточно собрать пакет документов — в соответствии с установленными требованиями, и сдать требуемый экзамен. Прохождение учебы в автошколе не требуется.
Резюме «Вопрос-ответ»
- Какой будет штраф за езду с правами не той категории?
Тот же, что и за езду без прав — от 5 до 15 тыс. рублей. Исключение — права M. Они соответствуют транспортному средству, которым можно управлять с текущими правами с любой буквой.
- Что будет с машиной?
Ее отправят на штрафстоянку.
- Если у человека есть только права C, означает ли это, что он может управлять легковыми машинами?
Нет, и если инспектор ГИБДД остановит его и выявит несоответствие, то будет выписан штраф.
- Если у человека есть только права C, то какими машинами он может управлять?
Только C и C1. За управление машинами CE будет штраф.
- Как избежать штрафа?
Только одним способом — пройти обучение на права нужной категории. Либо — сдать экзамен на них, если обучение не требуется. В некоторых случаях можно применить результаты недавно сданного теоретического экзамена.