Наезд на велосипедиста — ситуация, которая часто возникает из-за невнимательности автовладельца или нарушения ПДД человеком за рулем двухколесного безмоторного ТС. Ситуация усугубляется тем фактом, что для езды на велосипеде человеку не нужно сдавать на права. Как результат, такие участники движения часто нарушают ПДД и становятся виновниками. Какая ответственность за наезд на велосипедиста предусмотрена в 2024 году? Что учесть таким участникам дорожного движения? Какие действия предпринимать после наезда? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.
Особенность наказания
Если исходить из условий ПДД, столкновение с велосипедистом часто приводит к тяжелым последствиям для водителя авто. Одна из причина в том, что двухколесное безмоторное средство передвижения не относится к транспорту повышенной опасности. Это значит, что в случае столкновения наибольшее внимание будет уделено действиям человека за рулем машины. Учитываются меры, принятые для того, чтобы избежать столкновения.
К особенностям автомобиля (если сравнивать с велосипедом) можно отнести:
- Возможность развивать высокую скорость, которая несет опасность для других участников движения.
- Габариты ТС достаточно велики, чтобы его можно было с легкостью заметить на дороге.
- Водитель перед получением прав изучает ПДД и сдает экзамен по правилам дорожного движения.
В случае с велосипедом ситуация обратная:
- Двухколесное транспортное средство не способно развивать высокую скорость.
- Велосипед и водитель имеют ограниченные габариты, что усложняет видимость такого ТС на дороге.
- В законе не прописан возраст, с которого человек вправе сесть за руль. В большинстве случаев (когда речь идет о ДТП с участием велосипеда) за рулем находится несовершеннолетний.
Первые действия при аварии
В случае столкновения машины с велосипедом почти вся ответственность накладывается на автовладельца. Во избежание наказания или для снижения уровня ответственности человеку за рулем машины требуется сделать такие шаги:
- Определяем состояние велосипедиста. При наличии травм человека необходимо доставить в ближайшую больницу. Перед отправлением важно ограничить место ДТП и установить аварийный знак. После доставки человека в больницу необходимо вернуться на место и вызвать работников автоинспекции.
- Если в результате столкновения нет пострадавших или травмы не требуют госпитализации, вызываем на место ДТП скорую и работников ГИБДД. Уезжать с места событий или даже перемещать ТС запрещено.
- Включаем аварийную сигнализацию и ставим знак аварийной остановки (если это не было сделано ранее).
- Фиксируем место происшествия и берем данные у свидетелей происшествия (при их наличии).
- Ожидаем работников автоинспекции и оформления протокола. Здесь же выполняется работа по обсуждению обстоятельств ДТП и последствий столкновения.
Если наезд на велосипедиста произошел по вине последнего, ущерб компенсируется только через судебный орган. Из-за того, что у водителя двухколесного ТС нет ОСАГО, на получение выплат иным способом рассчитывать не приходится.
Столкновение на пешеходном переходе
В некоторых случаях наезд на велосипедиста происходит на пешеходном переходе. Здесь правила дорожного движения однозначны. Велосипедист должен перемещаться по «зебре» пешком, ведя ТС в руках. Если человек выполнил требование ПДД и оказался под колесами машины, такое событие квалифицируется с позиции наезда на пешехода. Здесь законодательство говорит не в пользу автовладельца.
Возможна и другая ситуация, когда велосипедист пересекал проезжую часть в седле велосипеда. В этом случае именно он нарушил ПДД. Но даже при таких обстоятельствах с водителя не снимается ответственность. Вот почему важно быть внимательным при проезде пешеходных переходов и учитывать возможные нарушения со стороны велосипедистов.
Столкновение на проезжей части
Ситуации с ДТП на проезжей части происходят с завидной периодичностью. При этом водитель должен осознавать, что именно на него возлагается наибольшая ответственность. При этом велосипедист, который выезжает на дорогу, также становится участником движения. Следовательно, на него распространяются требования ПДД.
В правилах указаны лица, которые вправе выезжать на дороги:
- Лица возрастом от 14 лет и более могут перемещаться только по обочине, на специальных дорожках или с правой стороны. При отсутствии указанных выше вариантов допускается перемещение по тротуару.
- Граждане в возрасте до 14 лет вправе двигаться только по тротуарам и дорожкам для пешеходов.
Если человек за рулем велосипеда не нарушал требований ПДД, к ответственности привлекается водитель авто.
Столкновение на тротуаре
В редких случаях возможен наезд на велосипедиста на тротуаре или специальной дорожке. Если водитель двухколесного средства ехал верхом на седле, при столкновении виновниками могут быть признаны оба участника (в зависимости от обстоятельств). В случае, когда человек вел велосипед в руках, он рассматривается с позиции пешехода. Это значит, что привлечь его к ответственности уже не получится.
Авария с велосипедистом, находящимся в состоянии опьянения
Ответственность при ДТП с велосипедистом
В 9 из 10 случаев автовладелец, которые совершил наезд на велосипедиста, пытается скрыться с места аварии. Водителю двухколесного средства в этом случае необходимо уйти с дорожного полотна, оставив транспортное средство на прежнем месте. Лучший вариант, если сразу после ДТП удастся зафиксировать данные второго участника. Для этих целей можно использовать фото- или видеокамеру. Далее собранная информация передается инспектору, который впоследствии со своими коллегами будет заниматься поисками нарушителя.
В случае столкновения с велосипедистом водителя ожидает ответственность, которая зависит от уровня нанесенного вреда. С учетом КоАП автовладелец привлекается к административной ответственности (штрафу) в следующих случаях:
- Результатом столкновения стал незначительный испуг велосипедиста.
- Человек за рулем двухколесного средства получил незначительные повреждения.
- По причине аварии велосипедист получил серьезные травмы (к примеру, переломы), которые не несут опасности для жизни.
Наибольшее административное наказание, предусмотренное законодательством, подразумевает лишение прав на период до 2-х лет и штраф до 25 000 рублей. Если велосипедист получил более серьезные травмы, водителя ожидает уголовная ответственность — тюрьма на период до 2-х лет и лишение прав на срок до 3-х лет.
Как правило, уголовное дело возбуждается в случае гибели велосипедиста, получения им опасных для жизни травм. Также вероятность тюремного заключения высока в случае гибели плода (если пострадавшая была беременной), а также в случае ампутации любой из конечностей велосипедиста по причине ДТП. При этом определение уровня вреда осуществляет только доктор медицинского учреждения.