Автомобили в России продолжат дорожать, так как все возможности производителей и дилеров искусственно сдерживать рост цен - исчерпаны. Это связано с недавним повышением НДС, отсутствием перспектив на снижение курса доллара и евро, объективными инфляционными процессами. Хотя общий процент удорожания составит всего несколько процентов, в деньгах это может составить десятки и сотни тысяч рублей.
Прогнозы экспертов
Неизбежный рост цен на товары и продукты питания в России не столь очевидно сказывался на стоимости автомашин в автосалонах. Производители и продавцы могли искусственно держать цены на прежнем уровне, либо незначительно повышать стоимость. Ожидания были связаны:
- с возможным снижением курса рубля по отношению к доллару и евро (по прогнозам экспертов он существенно завышен);
- с мерами государственной поддержки, о которых регулярно сообщают правительственные органы;
- с общим ростом экономики России, мерами стимулирования бизнеса (здесь вышло все в точности наоборот, практически по всем направлениям бизнес столкнулся с новыми поборами и проверками).
"Благодаря" значительной стоимости машины, производители и продавцы фактически продавали модели, поставленные по ранее заключенным договорам. Это позволяло не менять ценники в магазинах почти 2 года. Чтобы компенсировать снижение прибыли, автодилеры расширяли ассортимент дополнительных услуг и бонусов, оптимизировали внутренние ресурсы.
На данный момент все внутренние возможности сдерживать цены закончились. Последним и решающим фактором стало повышение НДС с января 2019 года, так как компенсировать его за счет внутренних ресурсов попросту невозможно. Меры государственной поддержки автопрому не только не увеличиваются, но и ежегодно сокращаются, и направлены в основном на отечественные модели (собранные в России).
Какой будет рост цен на машины
По прогнозам экспертов, средний рост цен на новые машины составит в пределах 2-10%. Такие незначительные цифры не должны вводить в заблуждение. При стоимости среднего по характеристикам авто в 1 млн. руб., повышение составит до 100 тыс. руб. и более. Можно отметить ряд тенденций, с которыми придется столкнуться покупателям:
- машины в наиболее дорогом сегменте и люкс-варианты вряд ли подорожают, хотя и увеличение цен в 1-2% состоятельный покупатель не заметит;
- наиболее высокий рост ожидается в бюджетном сегменте, так как производителю сложнее добиваться прибыли при сдерживании цен (скорее всего, больше всех процент удорожания коснется корейских и китайских производителей, чьи модели доступны рядовому россиянину);
- ввиду общего негативного прогноза по экономическим показателям в России, ожидается падение покупательского спроса и обращения за автокредитами, что повлечет обратную реакцию на все сферы деятельности.
В условиях роста цен оптимизировать положение на рынке сможет только конкуренция. Однако и в этом направлении не все так гладко. В начале года FORD заявил о постепенном закрытии производства в России, что автоматически ведет к увеличению цен на модели этого производителя. Другие автокомпании также предпочитают не выводить на отечественный рынок весь ассортимент продукции, предпочитая продавать проверенные модели.
Сдержать рост цен может только прямое вмешательство государства, хотя на это рассчитывать не стоит. В отличие от нефтепроизводства, от положения которого напрямую зависят поступления в бюджет, автопром не дает значительной доли в налоговых отчислениях. Рост цен будет, а точную новую стоимость своих моделей продавцы будут озвучивать в течение года.