Пройти техосмотр для ОСАГО на мотоцикл нужно по тем же правилам, что и на автотранспорт. Основанием для выдачи полиса будет являться диагностическая карта, а периодичность ее обновления зависит от срока эксплуатации мотоцикла. В этой статье расскажем, где проводится техосмотр мотоциклов, и что будет проверять эксперт.
Кому и когда нужно проходить техосмотр мотоцикла
Закон рассматривает мотоцикл как механическое транспортное средство, а его водитель признается участником дорожного движения. Это автоматически означает, что обладатель мотоцикла должен ежегодно оформлять полис ОСАГО для страхования своей гражданской ответственности. Одним из ключевых условий для оформления страховки является представление диагностической карты о прохождении техосмотра.
Обязанность проходить техосмотр отсутствует только для владельцев новых мотоциклов, чей период эксплуатации не превышает 3 лет. Если транспорт эксплуатируется от 3 до 7 лет, периодичность обращения за диагностической картой составит 1 раз в 2 года (24 месяца). Если же мотоцикл старше 7 лет, проходить техосмотр нужно ежегодно.
Выделим общие правила, которые нужно учитывать для получения диагностической карты для ОСАГО в 2024 году:
- представить мотоцикл на осмотр может собственник, либо иной законный владелец транспорта (водитель по доверенности, арендатор и т.д.);
- диагностику может проводить только эксперт, состоящий в СРО;
- техосмотр является платной услугой, а максимальный размер платы устанавливается региональными или муниципальными властями.
Страховая компания, в которую граждан обращается за оформлением полиса, может предложить конкретного эксперта для прохождения техосмотра. Однако водитель вправе сам решать, какой организации нужно доверить диагностику своего транспорта. Обязать гражданина обращаться к назначенному эксперту нельзя.
Как проводится техосмотр
Чтобы пройти техосмотр для ОСАГО и получить диагностическую карту, гражданин должен самостоятельно выбрать эксперта. При обращении нужно проверить, имеет ли эксперт или организация документ, подтверждающий членство в СРО. Для прохождения техосмотра представляются следующие документы:
- паспорт собственника или водителя;
- свидетельство о регистрации ТС;
- техническая документация, а также разрешения ГИБДД на внесение изменений в конструктивные элементы мотоцикла (если таковые имеются);
- платежный документ, подтверждающий оплату услуг (оплата может проводиться непосредственно в период техосмотра).
Закон допускает проведение диагностики не только по месту расположения эксперта или организации, но и по месту жительства владельца транспорта, на специально оборудованных центрах ТО, и т.д. Однако выдача диагностических карт заочно, без реального осмотра транспортного средства, запрещена.
Технический осмотр заключается в проверке работоспособности основных узлов и агрегатов транспортного средства, а также на предмет соответствия иным требованиям ПДД. Конструкция мотоцикла существенно проще автомашины, поэтому и диагностика пройдет относительно быстрее. В обязательном порядке эксперт будет проверять:
- техническую документацию на мотоцикл, выданную производителем;
- надлежащую работоспособность системы рулевого управления и тормозов;
- износ протектора шин, который не должен быть выше законодательного норматива;
- функциональность приборов освещения, отсутствие дополнительных устройств, не предусмотренных производителем в конструкции мотоцикла;
- надлежащее состояние регистрационных номеров;
- работоспособность сигналов звукового оповещения;
- для мотоциклов с коляской проверяется наличие аптечки, знаков аварийной остановки.
Также у водителя, доставившего мотоцикл эксперту, должен быть при себе шлем. Исключение составляют случаи, когда транспорт был доставлен на техосмотр на эвакуаторе.
Техосмотр проводится путем внешнего осмотра и проверки работоспособности основных агрегатов. Все сведения эксперт сразу заносит в шаблон диагностической карты. При наличии замечаний, препятствующих допуск мотоцикла к эксплуатации, эксперт излагает их в устной или письменной форме. Отдельные претензии могут быть устранены непосредственно на месте диагностики – в этом случае экспертиза будет продолжена по общим правилам.
Если замечания носят существенный характер, получить диагностическую карту не получится. Дело в том, что эксперт несет ответственность за достоверность сведений, указанных в карте. Если впоследствии выяснится, что эксперт допустил к эксплуатации неисправный мотоцикл, он может привлекаться к ответственности за потенциальный ущерб пострадавшим.
Специальные правила предусмотрены для оформления бланка диагностической карты. Помимо заполнения письменного бланка с отражением всех результатов осмотра, эксперт обязан внести регистрационные сведения о карте в единую базу данных ЕАИСТО. Этот реестр ведется в электронной форме, а доступ к нему имеют специалисты всех страховых компаний. При оформлении полиса будет обязательно сверяться дата, номер и серия диагностической карты со сведениями, указанными в реестре. Также специалист страховой компании сможет узнать, какой эксперт проводил обследование.
Что делать с диагностической картой
Чтобы не остаться без полиса ОСАГО, оформить диагностическую карту нужно заблаговременно. Процедура осмотра мотоцикла экспертом займет не более 1-2 часов, а карта будет оформлена сразу при обращении гражданина. Полученный документ нужно представить специалисту страховой компании. Если полис оформляется через онлайн-сервис, в форме нужно указать обязательные реквизиты диагностической карты (серия, номер и дата выдачи).
Получив диагностическую карту, владелец мотоцикла сможет использовать ее по следующему назначению:
- для оформления полиса ОСАГО;
- для подтверждения технической исправности транспорта при продаже;
- для доказывания невиновности в ДТП, если столкновение было вызвано неисправностью мотоцикла, упущенной экспертом при диагностике.
Диагностическая карта не входит в перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе во время движения. Следовательно, представитель ГИБДД не может требовать представление этого документа при остановках на дороге, либо при оформлении ДТП.
В ходе оформления полиса может устанавливаться представление диагностической карты, не внесенной в базу данных ЕАИСТО. Нередко мошенники размещают рекламу о проведении техосмотров по сниженным ценам, однако выдают на руки документ, не позволяющий получить полис ОСАГО. В этом случае в оформлении страховки будет отказано, а водителю придется обращаться на техосмотр повторно.
Диагностическая карта может признаваться недействительной, если на момент осмотра эксперт не состоял в СРО. При выявлении таких случаев также может потребоваться повторное прохождение диагностики, так как без членства в СРО эксперт лишается права на оказание подобных услуг.