Проверить КБМ по базе РСА можно по-разному: на официальном сайте «Союза», а также на сайтах компаний, занимающихся страхованием рисков автовладельцев по ОСАГО. Делать такую проверку стоит только на официальном интернет-ресурсе РСА и сайтах проверенных компаний. Только такая информация будет максимально достоверной. Несмотря на то, что понятие коэффициент «бонус-малус» (КБМ) не ново, многие автолюбители хотят знать, для чего нужен этот коэффициент.
Зачем нужна проверка КБМ
В страховом бизнесе существует такое понятие как «бонус-малус», что в латинском языке означает «хороший» и «плохой». По сути, это система скидок и премий за отсутствие страховых случаев. Эффективность системы давно оценили водители и страховщики из большинства стран Европы и Америки. Теоретически, в России система «бонус-малус» приобрела юридическую силу с 01.06.2003, когда в силу вступил ФЗ «Об ОСАГО». Соответственно, с 2003 года страховики использовали понятие КБМ, но так как автоматизированная информсистема (АИС) официально появилась только в 2012 г., страховщики начали передавать информацию о владельце страховки только с января 2013-го. До этого они вели свои базы КБМ, поэтому автовладельцы, ставшие участниками аварий и допустившие возникновение других страховых случаев, просто меняли страховщика и начинали свою историю «с чистого листа».
Сегодня коэффициенты хранятся в единой базе, что облегчает жизнь страховщиков и дисциплинирует водителей. За вождение без аварий, согласно положениям системы, водитель поощряется, а каждый допущенный страховой случай приводит к увеличению платы за страховку.
Как проверить: подробная инструкция
Коэффициент БМ - самый важный показатель, учитываемый при определении ценовой политики ОСАГО. Он позволяет автомобилисту, как стать обладателем существенной скидки, так и получить повышенный тариф ценообразования. Обновляется он ежегодно, пересчитывается, соответственно, и величина скидки, если она предусмотрена. Это касается водителей, не допустивших возникновения страховых случаев. Что же касается нарушителей правил дорожного движения, то они будут вынуждены покупать более дорогостоящий полис.
Проверить коэффициент может каждый желающий, а сделать это можно, воспользовавшись специальными онлайн-сервисами, а они находятся в свободном доступе. Сделать проверку крайне желательно, чтобы не позволить недобросовестным страховщикам обмануть вас. Поможет в этом специально разработанная таблица КБМ, в которой каждому водителю «присваивается» один из 13-ти классов, а каждому классу присуждается свой коэффициент. При первом обращении водитель получает по умолчанию 3-й класс и коэффициент БМ равный единице. За год безаварийного вождения его класс повышается, а коэффициент, соответственно, становится меньше, и наоборот.
Многие автовладельцы не задумываются о том, как рассчитать КБМ, и не утруждают себя такой проверкой, полностью доверяя вопрос страховщикам, но довольно часто данные, полученные вами при расчете, не совпадают с реальными показателями.
Это может произойти по причине недобросовестности страховщиков, которые умышленно не вносят данные по КБМ в единую базу РСА. Таким образом, они предполагают получить большую прибыль от продажи полисов по завышенной ставке. Проведенные исследования, к слову, показали, что так поступают в каждом втором страховом агентстве. Поэтому сделать предварительный расчет крайне необходимо.
Проверка по базе: просто и доступно
После выполнения несложных расчетов с использованием таблицы, можно начинать проверку по БД РСА, а такая возможность предлагается на официальном сайте «Союза», так и на сайтах компаний-партнеров. Процесс этот занимает менее минуты, сложностей при заполнении стандартной формы не возникает, а сделать это должен каждый автолюбитель и профессиональный водитель. Доступ к форме появится после того, как вы зайдете на официальный сайт РСА и откроете нужную страницу. Осталось только правильно ответить на поставленные вопросы:
- в первую очередь придется указать, собственника автомобиля, а это может быть, как физическое, так и юридическое лицо;
- следующий пункт касается наличия или отсутствия ограничений по управлению транспортным средством;
- последовательно вписываем в форму фамилию, имя и отчество автовладельца;
- в следующем пункте надо указать данные о рождении;
- вносим серию и номер удостоверения водителя (если в документе есть буквы, то их надо вписывать латиницей);
- далее стоит указать дату заключения договора ОСАГО;
- в заключении осталось подтвердить, что вы не робот, заполнив капчу (код безопасности), нажать «сбросить» и немного подождать.
Результатом таких несложных манипуляций станет сборная таблица, которая появится через несколько секунд. В самом верху таблицы вы найдете главное значение – реальный показатель КБМ, соответствующий указанным данным. Также в таблице указаны номер и серия полиса ОСАГО, дата начала действия договора и дата досрочного прекращения договора. Из таблицы вы также узнаете КБМ водителя на момент заключения договора и наименование компании-страховщика. Если данные ваших расчетов по таблице совпадают с данными, рассчитанными системой, то повода для беспокойства нет. В случае возникновения расхождений, следует принять меры по восстановлению коэффициента.
В базу данных РСА отправляются данные на указанную при заполнении формы дату, но при оформлении нового страхового полиса страховщики смотрят на дату начала действия нового договора. В случае если вы указали несколько полисов ОСАГО, во внимание будет браться только последний из них. Поэтому результаты проверки в разные дни могут отличаться.
К слову, завышенный показатель КБМ – это результат деятельности страховых компаний, намеренно или неумышленно допустивших ошибку при передаче данных в базу РСА. По этой причине не стоит доверять страховщикам, выполнять проверку данных самостоятельно.
Можно ли восстановить КБМ, и как это сделать
Довольно часто водители при продлении действия договора сталкиваются с неприятной ситуацией, когда бонусная скидка за безаварийное вождение перестает действовать. В этом случае чаще всего появляется ошибка №801, надпись и сообщение о том, что КБМ не найден, а вам возвращен стандартный коэффициент и класс водителя. Если вы уверены, что не совершали ДТП, то причиной этого может стать:
- неправильная проверка КБМ, а скидка начисляется только по итогам года, к тому же она действует ровно год. Максимальная скидка составляет 50%, а получить ее может водитель, которому присвоен 13 класс, а выше уже не бывает;
- ваши данные были внесены в несколько полисов (это могли сделать родственники или знакомые). Страховщик в этом случае мог случайно «обнулить» скидку, присвоив вам автоматом 3 класс;
- ошибка ввода данных в базу, а ее страховщики могли допустить, как случайно, так и специально;
- данные не были переданы в РСА, но это случается крайне редко;
- ссылаясь на отсутствие связи с БД Российского Союза Автостраховщиков, сотрудники страховой компании умышленно не внесли информацию о вас в базу.
В любом случае, если вы уверены, что на протяжении года не становились участником ДТП, а ваш коэффициент «бонус-малус» был обнулен или понижен, надо принимать меры по восстановлению справедливости. Восстановление КБМ, в идеальном варианте, не займет много времени, хотя в некоторых случаях восстановить данные не представляется возможным.
Каким образом можно восстановить КБМ
Восстановить КБМ можно разными способами, а сложность процесса зависит от разных факторов. Первое, что вы должны сделать, это воспользоваться сервисом восстановления КБМ. Для этого на официальном сайте РСА необходимо заполнить стандартную форму восстановления, указав свои данные, при этом никаких скриншотов документов прикладывать не надо. Услуга эта платная, а результат проверки направляется на ваш электронный адрес. В том случае, если КБМ уменьшить не удалось, деньги возвращаются.
Восстановить коэффициент можно бесплатно, для чего снова придется заполнить форму проверки. Делать это придется несколько раз, изменяя запросы, до тех пор, пока не получится выйти на нужный показатель. Остается лишь сохранить запросы на изменение КБМ и обратиться с жалобой на страховую компанию, которая внесла неправильные изменения. Чтобы увеличить шансы восстановить справедливость, надо также предоставить полисы многолетней давности, даже если вы в них фигурируете как водитель авто, не принадлежащего вам. Отправлять жалобы надо сразу в несколько инстанций: в страховую компанию, РСА, Центробанк, ОЗП и Роспотребнадзор.
Особо хотелось бы рассмотреть случай банкротства страховой компании, а это случается довольно часто. Если такой факт свершился, то надежд на восстановление коэффициента мало, а помочь могут только жалобы, направленные в Центральный банк РФ и Российский Союз Автостраховщиков. Ожидать решения придется месяц, но если по его истечении ответ на вашу жалобу не пришел, самое время начинать судебную тяжбу.
Что делать, если пришлось заменить права
Не вдаваясь в причины замены водительского удостоверения, хотелось бы остановиться на важном вопросе – что в этом случае делать тем водителям, кто за годы вождения не допустил ни одной аварии. За это полагается поощрение в виде снижения стоимости полиса ОСАГО, но что в этом случае делать, ведь КБМ привязывается к серии и номеру водительского удостоверения.
Напрашивается одно решение – посетить офис страховой компании, и сообщить о случившемся.
Специалисты компании должны помочь в решении вопроса и актуализировать вашу информацию на сервере РСА. Если этого не случилось, вспоминаем о том, как подавать жалобу, и результат не заставит ждать.