Машины, попадающие под Платон, определены Федеральным законом №257-ФЗ от 8 ноября 2007 года. В нем четко сказано, какие автомобили обязаны платить за проезд по федеральным трассам, а какие освобождаются от этого. Суть системы заключается в получении компенсации от многотоннажных транспортных средств за причиненный ими вред дорожному покрытию.
Среди пользователей распространилось словосочетание «плата за тонны». Правда, далеко не все из них понимают, является ли их автомобиль основанием для сбора или нет.
Где платить не придется?
Можно разделить дороги за пределами города на несколько категорий. Так, платные магистрали предполагают необходимость уплаты конкретной суммы со всех въезжающих. И на этих дорогах платить за «тонны» уже не нужно. Если же автомобиль передвигается по федеральным трассам, то произвести оплату в бюджет придется за определенные категории машин.
Собранные средства используют для проведения ремонтных и восстановительных работ на дорогах, дальнейшего развития транспортной сферы в России, а также для обслуживания самой автоматизированной системы Платон.
Но далеко не каждый владелец автомобиля должен платить налог. Например, хозяева легковушек на данном этапе освобождены от уплаты средств за проезд. Хотя рассматривается возможность взимания денег и с них. Но сейчас такой опции не предусмотрено даже в самой системе.
Как определить, нужно ли платить?
Больше всего вопросов о том, какие машины подпадают под Платон, возникает у бизнесменов, транспортных компаний, грузоперевозчиков. Существует важнейший критерий, по которому и определяется, нужно ли включать автомобиль в систему отслеживания. Касается он максимально разрешенной массы. Если этот показатель выше 12 тонн, то владелец непременно должен внести свое авто в Реестр системы. Дополнительно придется зарегистрироваться на сайте и верифицировать свой профиль. Только в этом случае можно будет оплачивать проезд по дорогам федерального значения.
Понятие максимально разрешенной массы ТС включает в себя массу:
- самой машины;
- водителя и всех пассажиров;
- грузов.
Если сам человек этот параметр у своего автомобиля не знает, тогда он может найти соответствующую информацию в ПТС, ОТТС или свидетельстве о БКТС. С технической же точки зрения такие машины выделяются в категорию N3. Такой классификацией пользуются и различные надзорные органы.
Какие есть исключения?
Сама система взимания платежей была разработана с учетом того, какие повреждения получает дорога вследствие воздействия транспортных средств. Вполне логично, что большая масса наносит больший урон. Поэтому-то и платить сегодня нужно владельцам многотоннажных фур. Если максимально разрешенная масса не превышает 12 тонн, то платить за нее этот налог не придется.
Марка автомобиля не влияет на то, включается ли авто в перечень транспортных средств, с которых уплачивается налог, или нет. Не зависит включение в список и от того, является ли машина отечественной или иностранной. Поэтому владельцам КамАЗа и Renault придется платить наравне, при идентичных условиях.
Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты налога вне зависимости от их массы. Такая техника проезжает по федеральным дорогам абсолютно бесплатно. В перечень машин входит военная техника, включая самоходные средства с вооружением на борту, транспорт спецслужб при наличии у них соответствующего звукового и светового сигнала. Не придется платить и за те авто, которые используют для перевозки людей. В последнем случае платить придется только за фургон, так как он может быть использован и для перемещения грузов.