Чтобы определить, кто виноват в ДТП на перекрестке, потребуется руководствоваться правилами движения, учитывая при этом даже малейшие нюансы и сопутствующие факторы. Впрочем, большая часть аварийных случаев на участках с пересечением дорог отличается типичностью, поскольку таковым предшествуют одни и те же распространенные нарушения. Водителям полезно быть осведомленным об ошибках, наиболее часто совершаемых при проезде перекрестков, чтобы не только их избежать, но и при необходимости самостоятельно выявить виновника аварии.
Основные причины аварий на перекрестках
Зоны, где дороги пересекаются друг с другом, считаются одними из наиболее опасных участков, проезд которых требует от автовладельцев особого внимания. Основной проблемой признается трудность в грамотном определении приоритета в движении, когда водители не могут сориентироваться, кто именно должен проехать первым. Результат – столкновение автотранспортных средств. При этом авария на перекрестке опасна еще и тем, что таковая способна принять глобальный масштаб, поскольку другие водители могут не успеть затормозить, что приведет к катастрофе.
Проезжая зону пересечения дорог, автовладелец должен контролировать ситуацию на сто процентов. Обращать внимание, как на регулирующие знаки, так и на наличие светофора, а также помнить об основных правилах перемещения на таких участках автомагистралей.
Чаще всего аварийные случаи на перекрестках выступают итогом одних и тех же нарушений. В качестве основных причин ДТП в зоне пересечения дорог можно выделить следующие:
- не верное определение приоритета в движении, когда пересекаются второстепенная и главная дороги, либо имеются указатели, регулирующие порядок;
- пересечение перекрестка на недопустимый сигнал светофора (красный либо желтый) одним из участников транспортного случая;
- превышение допустимого порога скорости;
- обгон, в месте пересечения неравнозначных дорог.
На самом деле ситуаций и спорных моментов, связанных с ними, намного больше. А главной причиной можно однозначно назвать невнимательность водителя и поверхностное знание правил поведения на дорожной магистрали.
При учете чего определяется вина водителя
Что касается того, как определить виновника ДТП на перекрестке, здесь, прежде всего, учитывается тип нарушения и конкретные положения свода ПДД, регулирующие поведение водителя. Берется во внимание наличие светофора и указателей. При этом последние могут быть размещены как на самом перекрестке, так и перед въездом на него.
Существует несколько общих правил пересечения таких участков дороги, несоблюдение которых может привести к аварийной ситуации. Соответственно, водитель, допустивший нарушение и будет признан виновным.
Полный перечень правил проезда перекрестков указан в пункте 13 ПДД. Суть их такова:
- Водитель, совершая поворот в какую-либо из сторон, обязан предоставить дорогу пешеходам, или, например, велосипедистам, пересекающим участок, на который он поворачивает.
- Запрещено заезжать на перекресток, если таковой отмечен разметкой 1.26 (желтые линии, пересекающиеся друг с другом), если впереди образовалась пробка, по причине которой водителю потребуется остановить авто. Тем самым создается препятствие, тормозящее передвижение других авто в поперечном направлении. Исключение – поворот налево либо направо в отдельных случаях.
Вдобавок, поскольку существует 2 варианта перекрестков – регулируемые и нерегулируемые – следует по очереди рассмотреть основные правила движения по ним, поскольку таковые обладают отличиями. Только так возникнет представление о том, как выявить реального виновника ДТП.
Регулируемый перекресток
Регулируемый перекресток подразумевает очередность движения согласно светофору, либо сигналам регулировщика. Перед въездом на участок крайне важно определить его разновидность. От этого будут зависеть дальнейшие действия водителя.
Важно помнить о таких правилах:
- При повороте влево либо развороте при наличии зеленого сигнала, дорога уступается тем ТС, что движутся по встречной полосе прямо или же направо.
- При движении, соответствующем направлению стрелки, загоревшейся в дополнительном окне светофора, при включенном в этот момент красном либо желтом сигнале, водитель должен уступить автотранспорту, едущему с прочих направлений.
- Водитель, заехавший на перекресток при допускающем сигнале, может выехать в планируемом направлении, при этом сигналы на выходе с участка роли играть не будут. Но если на дороге перед светофором, размещенном на линии следования авто, находятся стоп-линии (знак 6.16), следует учитывать сигнал каждого светофора.
- При загоревшемся сигнале, допускающем движение водителя, последний обязан уступить дорогу машинам, завершающим движение через зону пересечения дорог, а также пешеходам, еще не перешедшим через проезжую часть данной линии направления.
При ДТП на регулируемом перекрестке, прежде всего, потребуется выяснить, кто из автовладельцев двигался на сигнал светофора, запрещающий проезд. А также провести анализ общей ситуации, на предмет выявления нарушения указанных выше правил. Совокупность факторов, свидетельских показаний выявит виновного водителя.
В случаях, когда мигает желтый сигнал, обозначающий неисправность светофора, либо таковой вовсе не подает признаков жизни, руководствоваться следует правилами проезда, разработанными для нерегулируемых перекрестков. А также указателями, определяющими приоритетность движения.
Нерегулируемый перекресток
Если зона, где дороги пересекают друг друга, не оснащена светофором, при этом отсутствует регулировщик – перекресток считается нерегулируемым. Как правило, проезд таких участков осуществляется в соответствии со знаками приоритета, размещенными на нем.
К таким указателям относят:
- Главная дорога. Знак допускает движения водителя, едущего в зоне действия регулятора (по главной дороге), без остановок для пропуска других авто.
- Уступи дорогу. На подъезде к перекрестку указатель обозначает, что требуется уступить дорогу тем авто, что движутся по главной дороге. Направление движения роли не играет.
Также действуют правила:
- если идет речь о равнозначных дорогах на перекрестке, водитель должен уступить дорогу ТС, приближающимся с правой стороны;
- если главная дорога изменяет свое направление, автовладельцы, движущиеся по ней должны регулировать свои действия, учитывая правила проезда перекрестка равнозначных дорог (включая водителей авто, перемещающимся по второстепенным линиям);
- при повороте влево либо развороте следует уступить проезд тем ТС, что двигаются по равнозначной полосе по встречной полосе прямо либо направо.
Вина водителя в этом случае определяется по алгоритму, аналогичному для ДТП на регулируемых перекрестках. Только вместо изучения работы светофора, здесь во внимание берутся указатели, размещенные на участке дорожного полотна. По результатам составляется схема, исходя из которой устанавливается виновник столкновения.
Стандартной ситуацией, провоцирующей ДТП при пересечении такого типа перекрестка, считается выезд водителя со второстепенной дороги без пропуска тех авто, что двигаются по главной. Автовладелец будет признан виновным, поскольку он обязан пропустить ТС согласно правилам ПДД.
Авария при повороте налево: кто виноват
Для большего понимания вопроса, как происходит выявление вины водителя при аварии в зоне пересечения дорог, стоит разобрать наиболее типичную ситуацию – столкновение в момент поворота влево.
Часто происходит так, что водитель, желает совершить маневр, пропускает авто, едущие по главной дороге, но при попытке вывернуть вдруг сталкивается с двигающимся автотранспортом. В подобных случаях обычно требуется помощь ГИБДД. Инспектора составляют протокол, при этом вина за ДТП на перекрестке при повороте налево, скорее всего, будет возложена на водителя, выезжающего с второстепенной дороги.
Происходит это по причине того, что водитель, поворачивающий влево, должен уступить дорогу ТС, двигающимся по встречной полосе либо вправо. При этом следует дождаться полной остановки движения после того, как вспыхнет желтый сигнал светофора. И только затем можно приступать к совершению маневра и поворачивать налево. Нередко, автовладельцы торопятся и не замечают, что кто-то в потоке машин продолжает движение. Так и происходит столкновение.
Несмотря на то, что обычно сразу понятно, кто выступил нарушителем, при обжаловании решения инспекторов, вполне вероятно обнаружатся дополнительные факторы, когда вина будет признана обоюдной. Например, если второй водитель, перемещающийся по главное дороге, не остановил вовремя свое авто и продолжил движение, когда сигнал светофора уже сменился на запрещающий.
В любом случае, если виновный не согласен с признанием его таковым, стоит не просто обжаловать решение, но провести дополнительную независимую экспертизу, заручиться показаниями очевидцев и видеоматериалами регистратора. После составить иск и передать его в судебные органы.
Процедура выявления виновника в ДТП на перекрестке отличается многочисленными нюансами. Прежде всего следует опираться на свод ПДД, но не стоит упускать из внимания и сопутствующие факторы. При несогласии водителя с тем, что его признали виновным, допускается обжаловать подобное решение. А вот чтобы не потребовалось заниматься столь неприятными моментами, стоит быть внимательным на участках с пересечением дорог, и строго следовать правилам передвижения по ним. Тогда и виноватого искать не потребуется.