Ситуация, при которой машина глохнет при торможении, очень неприятная и надоедливая, а иногда и небезопасная. Водитель нажал на тормоз, потом попытался продолжить движение или ускориться – а мотор уже не работает. Проявляется это на нейтральной передаче в коробке, но не исключено, что двигатель не запустится даже сходу, когда скорость не выключали.
Что происходит в момент замедления рабочим тормозом
Водитель убирает ногу с одной педали и нажимает на другую. Всё просто и быстро, но на это отреагирует множество систем автомобиля, причем очень резко:
- режим работы двигателя принципиально поменяется, он перейдет на сброс оборотов, то есть крутящий момент станет отрицательным, даже если трансмиссия разомкнута, надо ведь преодолевать инерцию собственных деталей;
- состав смеси хаотически поменяется, начнут с разной скоростью реагировать система управления двигателем, все её обратные связи, скажется инерция топливных и воздушных потоков, рост разрежения во впускном коллекторе, возникнут колебательные процессы по всем физическим величинам;
- такая же болтанка образуется и в системе зажигания;
- все детали силой инерции подадутся вперед и плотно прижмутся к своим упорам;
- начнется рост давления в тормозных магистралях, насторожатся системы АБС и помощники стабилизации машина;
- по трансмиссии разгуляются паразитные переменные моменты с большими пиковыми нагрузками;
- сработает усилитель привода тормозов.
Чаще всего мотор стремится заглохнуть именно по вине последнего.
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ)
Для эффективного срабатывания тормозов, особенно в экстренном режиме, необходимо быстро и до очень большой величины поднять давление в тормозных магистралях. Далеко не каждая нога на это способна, тем более в условиях, когда это приходится делать часто и с дозированием интенсивности замедления. Задача для тренированных автогонщиков.
Всем прочим предоставляется ВУТ. Это устройство, использующее атмосферное давление. А чтобы создать разницу между двумя сторонами имеющейся там силовой мембраны, берется разрежение из впускного коллектора. Вот тут и возможны проблемы.
Если усилитель не совсем исправен, имеются неплотности в нём или подводящем вакуумном шланге, то помимо создания разницы давлений появятся утечки воздуха. Он пойдёт в обратном направлении, то есть во впускной коллектор. Где его должно быть строго определенной количество. Лишняя же доза создаст условия для переобеднения смеси настолько, что мотор работать на ней не сможет и заглохнет.
Усилитель и шланг подлежат проверке. В простейшем случае достаточно выключить мотор и несколько раз нажать на тормозную педаль. Вакуум в полости ВУТ будет расходоваться постепенно, педаль станет жёсткой через 3-4 нажатия. Это и есть необходимый запас для остановки автомобиля с неработающим двигателем. При негерметичности ВУТ изменений жёсткости не будет, а двигатель начнёт глохнуть при каждом торможении. Надо менять усилитель в сборе или его шланг с обратным клапаном.
Влияние выжима сцепления
Обычно при торможении стремятся выжать сцепление, чтобы не заглушить мотор в случае блокировки колёс. Приём очень спорный, но им пользуются. Иногда он становится виной остановки мотора сам по себе.
Дело в том, что при выжиме мощной пружины корзины сцепления к коленчатому валу прикладывается значительная осевая сила. Если упорные вкладыши или полукольца уже не в лучшем состоянии, то вал перемещается на слишком большое расстояние, возрастает сила трения и двигатель, не располагающий большим моментом при сбросе газа, может заглохнуть. Сделать тут ничего до капитального ремонта мотора нельзя, остается немного добавить оборотов холостого хода или не выжимать педаль. Что хорошо с точки зрения сохранения курсовой устойчивости автомобиля.
Работа системы впуска и дроссельного узла
Если мотор отрегулирован на очень бедную смесь, то при резком сбросе газа из-за инерционных колебательных процессов она может стать запредельно бедной. Такая гореть не может, мотор заглохнет. Для лечения надо подрегулировать карбюратор или проверить состояние системы управления инжекторным двигателем.
Система зажигания
Между искрообразованием и торможением связь небольшая, но имеется. Энергии искры может хватать на обычные режимы двигателя, но она окажется недостаточной в момент переобеднения смеси. Надо проверить состояние свечей, высоковольтных проводов и первичной цепи. То есть имеется работа для грамотного диагноста.
Управление питанием двигателя
Излишне бедной смесь может быть по вине регуляторов системы питания. Это топливный насос, ограничитель, фильтр, форсунки. На их состояние укажут данные компьютерной диагностики. Коэффициенты коррекции, даже если сигнал о наличии ошибок не включается, должны укладываться в разумные рамки, не подходя к предельным значениям.
Кажется, что дефект незначителен и на него можно до появления свободного времени не обращать особого внимания. Тормозить с включенной передачей и не лениться периодически использовать стартер. Но так можно доездиться и до серьезных проблем с трансмиссией, двигателем и электрооборудованием. Да и риск аварии повышается, окружающие водители не ожидают непривычного поведения автомобиля в плотном трафике. Поэтому, несмотря на сложность поиска неисправности в некоторых случаях, её надо безотлагательно обнаружить и устранить.