Пункт 8.4 ПДД – перестроение, в том числе одновременное

По Правилам перестроением называют такой маневр, при котором происходит переезд из одной полосы в другую. За его неверное исполнение предусмотрено наказание в виде штрафа, как и по другим видам. Если разговор идет об изменении полосы движения, на которой нет другого транспорта, то ничего сложного в этом нет. Но если другая полоса занята автомобилями, то перестраивающийся водитель обязан уступать дорогу тому транспорту, который ее уже занял. Это основа ПДД. Сложнее дело обстоит, когда происходит одновременное перестроение. В этом случае не все понятно, когда перестроение происходит из одной полосы одновременно с другой машиной.

Что говорят Правила

В официальном тексте ПДД указано, что при перестроении необходимо уступать дорогу тем автомобилям, которые едут попутно, и не меняют направление. Если происходит одновременное перестроение двух машин, едущих в одном направлении, то действует правило «помеха справа». Этот пункт ПДД не изменялся с самого начала, и с 1993 года в тексте документа все осталось по-прежнему.

Комментарии к п. 8.4 Правил

Из текста ПДД становится понятно, что водитель при перестроении должен выполнить следующие условия:

  • Уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по полосе, на которую вы намерены переехать.
  • Если сразу два водителя решили перестроиться в одно время, то пункт 8.4 ПДД устанавливает обязанность уступать тому, кто находится справа. Но здесь разговор идет о том, когда перестроение происходит слева и справа.

Понятие «уступить дорогу» транспортному средству определено в Правилах. Поэтому Вы не должны действовать таким образом, чтобы другой водитель был вынужден изменять путь движения или скорость. Но такая обязанность возникает в том случае, когда ваши траектории движения пересекаются одновременно по времени и пространству.

Одновременное перестроение

Но в условиях пункта ПДД 8.4 описаны не все нюансы. Иногда встречаются сложные перестроения, при которых не совсем понятно, кто и что обязан делать.

Например, такой вид перестроения, как на рисунке ниже.

Одновременное перестроение

В этом случае обе машины хотят перестроиться из одной полосы в другую. Как здесь уступать дорогу? Правило «помеха справа» тут уже не работает.

Если внимательно прочитать Правила п. 8.4 в действующей редакции, то перестраивающийся водитель должен уступать всем участникам движения, которые едут по той же полосе, куда он решил переместиться, и не перестраиваются. Маневр будет считаться оконченным, когда машина полностью окажется на необходимой полосе дороги.

Если использовать сказанное выше к данным транспортным средствам, то преимущество окажется у того водителя, который первым переедет на желаемую полосу. Другими словами, он уже пересек линию разметки, которая делит дорогу на полосы. Давайте разберемся по схеме, указанной выше:

  1. Если синяя машина перестроится быстрее, и пересечет разметку и старую полосу, то красный автомобиль должен ему уступить, как написано в ПДД.
  2. Если красная машина окажется быстрее, то водитель синего авто должен уступить ему. Но это должно быть при условии, когда красное авто едет быстрее, и пути их движения пересекаются одновременно. Об этом было сказано выше.
  3. Если две машины в одно время совершают маневр перестроения, то начинает работать п. 9.10 Правил в отношении дистанции между транспортными средствами.

Имейте ввиду, что практически выявить виновника ДТП при подобных одновременных перестроениях очень трудно, если на автомобилях нет видеорегистратора. Причем, в рассмотренном выше случае у водителя синего авто для доказательства невиновности видеорегистратор должен записывать еще и заднюю обстановку.

При отсутствии разметки

В рассмотренной выше схеме более-менее все понятно, так как там четко видны полосы движения. Но что делать, если разметки на дороге нет? При таком перестроении труднее определить, кто должен уступать дорогу.

Вопрос в том, что Правила точно устанавливают только деление проезжей части на две части при встречном потоке транспорта. Но случай разделения на ряды движения устанавливается только шириной автомобиля и нужным боковым интервалом для безопасности. Поэтому и точных ограничений, когда машины выезжают с полосы движения, не существует.

Практически при разборе аварий и ДТП обычно используется понятие обоюдной вины. При этом обоих водителей наказывают штрафами, которые предусмотрены по пункту 8.4 Правил.

Есть ли исключения

Существуют некоторые исключения среди транспорта, водители которого не должны при перестроении уступать дорогу. Они наоборот только имеют преимущество:

  1. Автобус, который отъезжает от остановки, обозначенной разметкой, в соседний ряд.
  2. Машины с работающими сиренами, маячками. Это могут быть машины охраны, оперативной службы, полиции и других видов.

Какой штраф за неправильное перестроение

Само неверное перестроение никаким образом не наказывается по закону. Но существует мера наказания на то, что не уступил дорогу, которая описана в пункте 8.4.

В нашем вопросе используется ч. 3 ст. 12.14 Административного кодекса, который определяет наказание в виде штрафа 500 рублей, либо обычное предупреждение за то, что не выполнил требования Правил и не уступил дорогу. Сюда не относятся ситуации, когда создаются помехи при движении на перекрестке.

Других мер взыскания, а также лишения прав, запрета эксплуатации автомобиля или эвакуации на спецстоянку, других санкций на 2024 год не существует.

Практика судов

Рассмотрим, что говорит нам судебная практика по подобным случаям перестроения, и какие решения выносят судьи в разных регионах.

  1. Суд республики Татарстана поддержал жалобу водителя, которого обвинили за то, что он якобы не уступил дорогу. Было одновременное перестроение и несоблюдение п. 8.4 Правил. Водитель указал в жалобе, что он успел раньше перестроиться на нужный ряд раньше второго водителя. Кроме этого, он предоставил фотоматериалы.
  2. Суд города Пенза оправдал водителя, которого вначале обвиняли за нарушение Правил в части п. 9.10 о нарушении безопасной дистанции. Но потом было выяснено, что машина, в которую он врезался, перестраивалась.
  3. Суд города Тверь только отчасти удовлетворил исковую жалобу потерпевшего к виновному водителю в дорожной аварии, который при перестроении не уступил дорогу, так как обладающий преимуществом водитель ехал с превышением скорости. На этом месте дороги было ограничение скорости, которое он превысил.

Существует много спорных ситуаций при перестроении на дороге, поэтому будьте внимательны и старайтесь сами уступить дорогу, даже если вы не должны этого делать. Только в таком случае можно надеяться на безаварийное движение.