Возврат КБМ по ОСАГО возможен несколькими способами. Основным из них считается обращение в компанию, где автовладелец оформлял договор страхования. Для восстановления коэффициента потребуется подготовить оригиналы и копии некоторых документов, а также написать заявление. Последнее составляется в свободной форме, но требует включения ряда обязательных сведений.
Для чего необходим КБМ
КБМ или иначе коэффициент бонус-малус начисляется водителю за безаварийное управление транспортным средством и в дальнейшем играет роль скидки, снижающей стоимость полиса ОСАГО. Проще говоря, чем меньше страховых случаев на счету автовладельца, тем ниже цена за оформление автогражданки.
Максимальный размер скидки может достигать 50%. Разумеется, если водитель часто попадает в аварии, показатели будут прямо противоположными, и стоимость полиса снизить не удастся.
Причины ошибок в расчете коэффициента
Прежде всего, важно напомнить, что все сведения относительно ОСАГО, включая показатели КБМ, содержатся в электронной базе Союза Автостраховщиков, другими словами, РСА. При этом информация по полисам автогражданки предоставляется страховыми конторами, тогда как сотрудники РСА лишь вносят в систему актуальные данные и обновляют базу в конце каждого года.
При оформлении ОСАГО коэффициент бонус-малус учитывается в обязательном порядке, на что и рассчитывает большинство водителей, не замеченных в ДТП. Однако нередко в момент подготовки нового страхового договора либо при проверке показателей КБМ, инициированной автовладельцем, возникает результат, не соответствующий действительности. Внезапно обнаруживается, что значение коэффициента зафиксировано неверно либо вовсе отсутствует.
Причины несоответствия реальных показателей данным, занесенным в базу РСА, могут быть следующими:
- Замена удостоверения водителя или перемена его фамилии в последний год пользования полисом. Именно по указанным реквизитам КБМ закрепляется за конкретным лицом. Автовладельцам следует помнить, что об изменении данных требуется сообщать в страховую фирму. Однако сотрудники таковой нередко забывают внести номер нового удостоверения либо новую фамилию в систему РСА, соответственно КБМ возвращается к начальному 3-му классу, присвоенному автовладельцу при получении прав. Коэффициент в этом случае равняется единице.
- Запись автовладельца в несколько полисов ОСАГО. Здесь может возникнуть обычная путаница. Например, если КБМ одного из полисов обнулен, то вполне вероятно, что реальная скидка будет рассчитана неправильно.
- Ошибки сотрудников страховой конторы, в результате которых в РСА были переданы некорректные сведения. Подобное искажение информации может быть как умышленным, так и нет.
- Отсутствие сведений, предоставленных страховой фирмой в конце очередного года. В результате чего данные в базе Союза Автостраховщиков не подверглись обновлению.
- Банкротство страховой компании. При таких условиях сведения по ОСАГО могут быть утеряны, поскольку менеджеры конторы до момента ее закрытия не успели передать в РСА актуальную информацию.
По любой из причин, указанных выше, можно без труда добиться восстановления показателей КБМ.
Когда КБМ не восстановить
Несмотря на то, что в большинстве случаев коэффициент бонус-малус подлежит возврату, существуют ситуации, когда скорректировать значение не получится. Подобное возможно, если автовладелец в течение года и более не был вписан ни в один полис страхования.
Скидка за аккуратную езду без участия в ДТП начисляется ежегодно и действует на протяжении последующих 12 месяцев. Если же стаж водителя прерывается, то КБМ автоматически сгорает и восстановлению не подлежит.
Порядок возврата коэффициента
Чтобы вернуть КБМ по ОСАГО, прежде всего, следует посетить ту компанию, где оформляется новая страховка, либо организацию, в которой получен ныне действующий полис.Рекомендовано обращаться лично в центральный офис фирмы, в таком случае рассмотрение запроса произойдет в более короткий срок.
Можно выделить следующие шаги, которые потребуется осуществить автовладельцу на пути восстановления скидки:
- проверить показатели КБМ по базе РСА и выявить, в какой момент была допущена ошибка, что будет являться доказательством факта некорректного расчета коэффициента;
- составить заявление на корректировку КБМ;
- собрать документы.
Бумаги вручаются в руки секретаря руководителя центрального офиса. При этом необходимо проследить, чтобы запрос был зарегистрирован, о чем должна оповещать учетная отметка на втором экземпляре заявления.
Если возможность личного обращения отсутствует, стоит воспользоваться сайтом конкретной страховой организации. Большинство фирм располагают формами обратной связи, размещенными на собственных интернет-площадках. При подаче жалобы важно указать верные контактные данные лица, заинтересованного в ответе.
Как найти ошибку в расчетах
Перед подачей претензии в страховую, водителю рекомендовано самостоятельно проверить значение коэффициента и отследить, где и когда было допущено искажение данных.
Алгоритм проверки включает шаги:
- зайти на портал РСА (Российский Союз Автостраховщиков);
- открыть вкладку «ОСАГО»;
- перейти в раздел «Сведения для страхователей и потерпевших»;
- нажать на вкладку «Сведения для страхователей, необходимые для определения КБМ»;
- обозначить согласие на обработку данных и нажать «ОК»;
- заполнить предложенную форму, с указанием Ф.И.О., даты рождения, номера и серии удостоверения водителя, даты вступления в силу страхового договора.
В случае если ОСАГО оформлялся в разных страховых компаниях, потребуется последовательно проверить каждый договор, вводя дату начала его действия в специальную графу. Полученные сведения следует сохранить.
Что отразить в заявлении
Что касается момента, как написать заявление на возврат КБМ по ОСАГО правильно, здесь нет строгого стандарта составления бланка. Запрос подается в свободной форме в письменном виде. При этом в большинстве страховых организаций имеются образцы, по которым можно подготовить документ.
В бумаге потребуется отразить сведения:
- Полное наименование страховой организации, куда подается претензия.
- Ф.И.О. руководящего лица страховой фирмы.
- Данные автовладельца — Ф.И.О., сведения о месте проживания, контакты.
- Серия, номер действующего полиса ОСАГО.
- Требование о перерасчете КБМ. Здесь необходимо уточнить, каким именно должно быть значение коэффициента и почему. Например, указать, что по предыдущему полису ОСАГО бонус-малус был таким-то, при этом во время срока действия страховки не было зафиксировано ни одного страхового случая. Но по неизвестным причинам на данный момент значение ухудшилось, обнулилось либо вовсе не изменилось, что нельзя назвать обоснованным.
- Просьбу о внесении изменений в базу РСА, а также в страховой полис.
- Основания для восстановления коэффициента бонус-малус, например, предыдущий полис либо справка об отсутствии выплат от прежней страховой конторы.
- Если бонус-малус обнулился по причине замены данных о водителе либо в случае получения нового удостоверения, потребуется отразить эти сведения в заявлении.
- Перечень документации, доказывающей некорректные данные по КБМ.
- Подпись автовладельца.
- Дата подачи заявления.
Скачать заявление на восстановление КБМ в РСА (новый бланк)
Бланк заявления о восстановлении коэффициента необходимо заполнить в 2-х экземплярах. Один передается в руки секретаря, второй остается у подателя претензии.
Документы
Восстановить КБМ только лишь по заявлению нельзя. Дополнительно потребуется подготовить бумаги:
- полис ОСАГО, обязательно действующий на момент подачи жалобы;
- паспорт лица, заинтересованного в возврате КБМ;
- водительские права;
- предыдущие полисы для подтверждения КБМ и доказательства факта отсутствия страховых случаев;
- документ о перемене фамилии либо копия ранее действующего водительского удостоверения, если обнуление коэффициента произошло по этим причинам.
Если прежние полисы отсутствуют, потребуется получить справку о том, что таковые были оформлены. Для этого необходимо обратиться в страховую контору, где был заключен договор. При себе следует иметь паспорт и удостоверение водителя. Справки подготавливаются в течение 5 дней с момента запроса.
Пакет документов включает их оригиналы, если передача заявления осуществляется лично. При подаче электронной жалобы, бумаги потребуется отсканировать. А при отправке претензии заказным письмом к таковому прилагаются копии всей документации с ее описью.
Сроки восстановления
Процесс изменения сведений о КБМ в базе РСА обычно происходит быстро. Вся процедура занимает около 30 дней.
О принятии решения и восстановлении коэффициента автовладельца обязаны уведомить по почте либо сообщением, присланным на электронный ящик. Дополнительно водитель может периодически самостоятельно пробивать данные по КБМ через базу РСА.
В случае отсутствия реакции со стороны страховой фирмы, следует позвонить либо нанести личный визит для уточнения вопроса. Также можно написать жалобу в ЦентроБанк либо в РСА.
Конечно, Союз Автостраховщиков не обладает возможностью самостоятельно изменять неверные сведения по КБМ, но вот надавить на верхушку страховой компании контора вполне может.
Восстановление КБМ по полису автогражданки осуществляется непосредственно в страховой конторе. Процесс включает составление заявления, в котором четко прописывается причина ошибки и подготовку документов, доказывающих необоснованность изменения параметров бонус-малус. Чтобы избежать подобных проблем, водителям рекомендовано регулярно отслеживать зафиксированные данные по КБМ на сайте Союза Автостраховщиков РФ.