Секретки на диски – это защита колес от грабителей. Грабители автомобилей посягают не только на автомобили, но и на дорогостоящие устройства, установленные на них, как снаружи (фонари, фары), так и внутри (навигаторы, магнитолы). В поле их взора попадают и автомобильные колеса, так как для их снятия достаточно выкрутить четыре болта, а цена кованого диска и шины достигает внушительных сумм.
Хотя в настоящее время автомобили снабжаются системами сигнализации, чаще всего они действуют только от механического действия на кузов машины. Во время откручивания колес эти действия наименьшие, и при аккуратной работе воров не сложно снять колесо у автомобиля, стоящего на сигнализации.
Секретка на колесе
Чтобы защитить автомобиль от похитителей колес, используют специальные гайки и болты для колес, которые имеют секретный профиль для ключа. Их обычно называют секретками. Это не является новой разработкой, так как секретки на колеса появились уже давно. Их создали владельцы автомобилей в Италии, чтобы бороться с автомобильными ворами в южных районах страны. Там обкрадывали как сами машины, так и снимали с них колеса.
В настоящее время секретки снова получают широкое распространение, так как дают возможность с наименьшими затратами предохранить колеса от автомобильных похитителей. Секретка является колесной крепежной деталью в виде гайки или болта, имеющей особый профиль, что открутить простым ключом для колес ее не получится. Для откручивания и закручивания секреток используются специальные ключи, обладающие такой же формой, совпадающей с крепежной деталью. Ключ входит в комплект болтов и хранится в незаметном месте.
Секретку нельзя отвинтить простыми ключами или устройствами, поэтому похититель не сможет снять колеса, не имея ключа по форме секретки.
Виды секреток
Существуют различные виды специальных фигурных болтов и гаек для крепления колес:
- В виде конуса.
- С внутренним профилем.
- С наружным профилем для ключа.
Каждый тип секреток имеет свои особенности устройства, преимущества и негативные стороны.
Секретки с наружным профилем имеют простое устройство, но не достаточно надежное для защиты от похищения колес. Это простая гайка или болт с измененным видом профиля, который может быть звездой, треугольником или каким-либо другим видом, но не шестигранным.
Такие несложные защитные элементы имеют невысокую стоимость, с ними не появляются проблемы с грязью при отвинчивании. Однако и похитителю не будет большой сложностью открутить колеса. Даже простой ключ для колес или торцовый ключ с похожим размером при установке его на такую секретку может зацепиться гранями за болт, и можно будет быстро снять колесо.
Другой способ, которым можно пользоваться вору, это специальные большие пассатижи с удлиненными рукоятками. Таким приспособлением он быстро может захватить за болт и отвинтить его.
Секретные болты, имеющие внутренний профиль, считаются наиболее надежными для защиты. У подобных секреток особая форма для ключа выполнена в форме отверстия или паза сложной формы (асимметричная, в форме звезды, многолучевая), а ключ сделан в виде стержня специальной формы, подходящей под отверстие. Внешний диаметр головки гайки или болта имеет круглую гладкую поверхность.
Такой секретный элемент снять очень сложно, не имея специального ключа. Применение плоскогубцев также не даст результата, так как их губки будут скользить по гладкой поверхности.
Некоторые образцы секреток имеют вспомогательные элементы в виде защитных колес по внешнему диаметру. Такие кольца легко вращаются на болте, и зацепиться за наружный диаметр болта никак нельзя. Это значительно увеличивает функцию защиты секреток.
Это наиболее дорогостоящий вид секреток. При их применении существует серьезная трудность – при эксплуатации автомобиля секретка забивается грязью, и ее невозможно отвинтить даже специальным ключом. Эта проблема особенно проявляется для крепежных деталей с непростой формой отверстия. Различные загрязнения забивают грани, после этого ключ установить невозможно. Поэтому водителю требуется тщательная чистка отверстия, которое не так легко поддается этому.
Многие защитные болты комплектуются специальными пластиковыми колпачками, способными предотвратить проникновение грязи, что значительно облегчает жизнь водителю.
Третьим видом секреток являются болты, сделанные в виде конусообразного наконечника со смещенным центром. Этот болт не получится открутить простым ключом, поверхность конуса гладкая и зацепиться за нее нереально.
Но также неудобно снимать колеса будет и самому водителю автомобиля, так как специальным ключом открутить секретки, выполненные в виде стержня с конусообразным отверстием, довольно сложно, ключ быстро смещается от центра конуса.
Особенности секреток
В защите колес важен не только вид секретки, но и материал ее изготовления. Дешевые секретные болты, изготовленные в Китае, производят из простой нелегированной стали, имеющей недостаточную прочность. Поэтому выполнить насечки не составит большой сложности.
Секретки хорошего качества, изготавливают из специальной легированной стали, способной противодействовать сверлению или другой обработке. Форма секретки также играет важную роль на обеспечении безопасности. Они могут иметь различные формы с множественными гранями, и чем больше граней, тем труднее открутить болт без ключа.
Надежность секретных болтов зависит и от числа произведенных партий. Небольшая стоимость означает большое количество произведенных партий, а соответственно есть вероятность, что похититель сможет быстро подобрать ключ. Однако существуют секретки, количество партий которых совсем небольшое, и такие болты очень надежны, так как под них трудно найти аналогичный ключ.
Нельзя забывать, что для простых стальных дисков секретки не подойдут, так как толщина диска маленькая, и шляпка болта расположена снаружи.
Да и воров вряд ли заинтересуют такие диски, так как чаще всего они стараются снять колеса с литыми дисками, стальные модели их особо не интересуют. Поэтому секретные болты обычно разрабатывают для применения с литыми дисками, которые более толстые в районе крепежного отверстия, и скрывают головки болта.
Советы по выбору
Следует рассмотреть, что нужно учитывать при приобретении секретных болтов для машины:
- Наличие сертификатов. Болты для колес известных заводов изготовителей имеют свои номера, что служит определенной гарантией хорошего качества. Также идентификационный номер помогает при утере ключа, поставляемого в комплекте. Если предоставить специальный номер производителю, то можно надеяться на восстановление ключа.
- Сложность формы секретки. Чем сложнее форма, тем труднее отвинтить болт без наличия специального ключа.
- Диаметр головки болта. Шляпка не должна выступать за колесный диск, а должна утапливаться в посадочном отверстии. Иначе грабителю будет нетрудно выкрутить эту секретку, с кольцом безопасности.
- Длина секретного болта. Этот параметр нужно подбирать так, чтобы болт соответствовал обычному крепежному болту. Если такого соответствия не будет, то болт не сможет закрепить колесо и будет болтаться, или упрется в детали тормозной системы. Слишком короткий болт может сорвать резьбу, или при движении автомобиля выкрутится.
- Наличие предохранительных колпачков. Это особенно важно с внутренним секретным профилем, так как это предохраняет от проникновения грязи.
Применение секретных болтов и гаек может защитить автомобиль от снятия колес, однако добавляет хлопот автовладельцу. Это может произойти при утере ключа. Обычно в комплект входит два таких ключа, но бывают случаи, когда ключей с собой нет.
В комплект входит четыре специальных болта, по одному на колесо. Поэтому для снятия колеса необходимо отвинтить только один болт специальной формы, а три другие откручиваются обычным баллонным ключом.
Если нет специального ключа, то не следует ослаблять штатные болты, их нужно наоборот, лучше затянуть, что даст возможность снизить упорное усилие секретного болта на диск. Затем секретку нужно побрызгать жидкостью WD-40.
Следующим шагом можно постараться сделать насечку зубилом на торце секретки для упора при отвинчивании. Теперь следует аккуратно попробовать молотком и зубилом открутить болт, упирая зубило в насечку.
Если никак не получается открутить секретку, то крайним методом является приваривание к ней дополнительного болта, и далее обычным ключом выкрутить ее. Но это крайний случай, так как можно повредить резину и диск.
Маркировка секреток
Серьезные фирмы изготовители имеют свою маркировку на выпущенные секретки, чтобы упростить выбор гаек и болтов при приобретении, а также при утере специального ключа. Обычно типовая маркировка имеет шесть букв и цифр.
- Первая цифра указывает на серию секретной формы, вид исполнения ключа.
- Следующая цифра означает вид посадки болта в отверстие диска. Чаще всего 7 – это посадка по форме конуса под углом 60 градусов, 8 – сферическая посадка.
- Третья цифра обозначает вид резьбы, и является основным параметром при выборе секретки.
- 2 означает резьбу 12 х 1,25;
- 4 размер резьбы 14 х 1,5;
- 5 – 12 х 1,5;
- 6 – 12 х 1,75;
- 7 – 14 х 1,75.
Иногда секретные болты имеют и другую маркировку, и при приобретении необходимо демонтировать один болт и предъявить в магазин. Если приобретение делается через интернет, то нужно тщательно изучить все характеристики секреток.
Три последние цифры обозначают длину резьбы в дюймах. Если обозначено 120, то нужно эту величину умножить на 25,4 и разделить на 100. Получается длина 30,5 мм.
Буквы имеют следующие значения:
- Х – наружное зацепление ключа с вращающимся защитным кольцом.
- ЕМ – внутренний метод сцепления с вращающимся кольцом.
- КК – без кольца, внутренний метод.
- SM – секретный болт для малых дисковых отверстий.
- SX – Х-образная секретка высотой 23 миллиметра.
- SL – секретный болт, подстраиваемый по посадке.
Для примера рассмотрим маркировку 374110 ЕМ. Это обозначение расшифровывается: секретка с внутренним методом зацепления ключа и наружным антивандальным ключом размером 28 мм, с резьбой 14 х 1,5 мм, наружным видом ключа и гнездом конической формы в диске.
Как устанавливать и демонтировать секретки на колесе
- При монтаже колеса секретный болт завинчивается в последнюю очередь, так как при сильном зажатии других болтов нельзя нормально затянуть секретку.
- При снятии колеса секретный болт отвинчивается первым, это позволяет прикладывать меньше усилий.
- Сила затяжки секретки не должна быть больше 70 Н.
- Нецелесообразно затягивать болты болтовертом, во избежание разбивания секретных форм.
- При демонтаже болтов не рекомендуется применять удлинители и рычаги для повышения нагрузки.