Объезд/опережение справа мотоциклистом или велосипедистом при повороте направо – кто прав?

В обзоре разберем простую и часто встречающуюся ситуацию. Один водитель находится перед перекрестком. Но неожиданно с правой стороны приближается мотоциклист, водитель мопеда, скутера или велосипедист, который едет не направо, а прямо. В результате происходит столкновение и ДТП. Кого в таком случае признают виновным, и какой пункт Правил нарушен?

Объезд справа от автомобиля, поворачивающего направо

Вначале разберемся в двух типичных ситуациях нахождения транспортных средств на дороге:

  1. Водитель машины увидел подъезжающий с правой стороны мотоцикл и вовремя отреагировал, предотвратив столкновение.
  2. Водитель тронулся с места, и после этого его объехал мопед, который направлялся прямо.

Сегодня такие ситуации встречаются часто, но последствия у них бывают разными. Во второй ситуации часто случаются столкновения с участием двухколесного транспорта, являющегося слабозащищенным участником движения.

Варианты поворота направо на перекрестке

Кто виноват

Ситуация зависит от того, есть дорожная разметка или нет. Также на исход дела влияет вид транспорта, объезжающего автомобиль справа.

Правила четко определяют данную ситуацию, но нашего вопроса касаются только некоторые пункты:

  • 9.1 – указывает, что, если есть дорожная разметка, разделяющая проезжую часть на отдельные полосы, то они определяются как раз по размечаемым линиям. Если разметки нет, то полосы определяются водителями, учитывая размеры транспортных средств;
  • 8.5 ПДД устанавливает, что перед началом движения направо, нужно занимать крайнюю правую позицию на дороге;
  • 8.6 определяет, что во время поворота направо, нужно держаться ближе к правому краю дорожного полотна;
  • 8.7 – допускает делать некоторые отступления от пункта 8.5, если есть такая необходимость, но при условии, что другим участникам движения не будет помех;
  • 24.2 – устанавливает обязанность водителей двухколесного транспорта, а именно, велосипедистов, ехать с правой стороны дороги;
  • 24.7 – те же требования устанавливаются для водителей скутеров и мопедов.

Теперь рассмотрим разные случаи нашей темы обзора.

На дороге есть разметка по полосам

Выше на рисунках изображена разметка дорожного полотна по полосам. При этом, если разговор идет о водителях скутера, мопеда или велосипеда, то виноват будет полностью водитель автомобиля. В данной ситуации водитель не соблюдал Правила в части пункта 8.5, и заранее не перестроился как можно правее.

Некоторые думают, что крайним правым положением называют крайнюю полосу. Однако ПДД говорят нам, что это самое крайнее положение, при котором даже велосипед не проедет между краем дороги и автомобилем.

Но даже при этом водитель машины должен уступать дорогу велосипеду, который едет по обочине. Если это был мотоциклист, то вина ложится на него. Вопрос в том, что ширина дороги в данном случае разделена разметкой. Поэтому мотоцикл не должен находиться рядом с машиной, и нарушать ПДД пункт 9.1.

В результате водитель мотоцикла нарушил Правила пункт 9.1, но и автомобилист не соблюдал пункт 8.5. Однако, при столкновении виноватым сделают наверняка мотоциклиста. Его нарушение спровоцировало столкновение. При рассмотрении аварий в ГИБДД вину устанавливают по наличию причинно-следственной связи.

Есть разметка, но по полосе можно только поворачивать

Такая ситуация должным образом ничего не изменяет. Водители двухколесного транспорта также должны ехать ближе к обочине по крайней полосе. А водитель авто должен руководствоваться ПДД пунктом 8.5.

При отсутствии дорожной разметки

В такой ситуации водитель машины будет виноватым при аварии с мотоциклом. Дело заключается в следующем:

  1. Водитель авто не перестроился ближе к правому краю дороги.
  2. В результате мотоциклист нашел место ехать правее машины.
  3. В итоге водитель автомобиля совершает поворот направо, не заняв крайнюю полосу. ПДД в пункте 9.1 говорят нам о том, что число полос движения должно определяться водителями транспортных средств самостоятельно.

Из рассмотренных ситуаций можно сделать вывод, что водитель автомобиля во всех случаях частично виноват в том, что не перестроился на правую часть дороги.