Жалоба на неправомерные действия сотрудников ГИБДД

Неправомерные действия сотрудников ГИБДД не такое уж и редкое событие в наши дни. Если вы не согласны с составленным на вас протоколом либо считаете, что действия инспектора противоречат процессуальному законодательству, то законной реакцией с вашей стороны будет подача жалобы на действие должностного лица. Может быть, справедливости вы и не добьетесь, но показатели инспектору подпортите, и возможно следующий раз он уже будет придерживаться буквы закона.

Куда жаловаться на работника ГИБДД

Жалобу можно одновременно в три инстанции (причем, одновременно):

  1. в отделение ГИБДД (на имя начальника), где служит данный сотрудник;
  2. в межрайпрокуратуру;
  3. в суд.

На эту процедуру законом вам отведено 10 суток с момента нарушения инспектором ваших прав и составления неправомерного протокола. Срок может быть увеличен, но только по уважительным причинам.

Подача жалобы может происходить лично или через почтовое отделение при помощи заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении. Эта процедура не облагается никакой государственной пошлиной. На рассмотрение жалобы должностному лицу также отводится 10 дней, после которых вас должны уведомить о принятом решении.

Если вы жалуетесь на незаконное административное взыскание в отношении вас, и считаете, что нарушений закона в ваших действиях нет, то к жалобе необходимо приложить доказательства своей невиновности. Укажите, что сомнения инспектора, согласно законодательству, должны трактоваться в пользу обвиняемого, сообщите о нарушении процессуальных норм, которые допустил сотрудник ГИБДД при ведении административного процесса.

Например:

  • не привлечение понятых при процессуальных действиях, где они необходимы;
  • оформление протокола с нарушениями;
  • применение несертифицированных технических средств.

В качестве доказательств своей невиновности приобщите к жалобе фото или видео материалы, технические характеристики транспортного средства (например, машина, предельная скорость которой ограничена производителем в 160 км/ч, никак не могла ехать с указанной в протоколе скоростью 190 км/ч), свидетельские показания, данные независимых экспертиз и т.д.

При удовлетворении жалобы выносится постановление о прекращении административного производства по делу. При отказе - все же придется заплатить административный штраф. После отказа у вас имеется опять 10 дней на его обжалование в вышестоящей инстанции. Уплатить штраф вы должны в течение 60 дней с момента вынесения постановления, но если не подаете новую жалобу.

Вот примерный образец жалобы на действия инспектора ГИБДД:

Что учесть при составлении жалобы

  1. Излагайте собственное видение ситуации максимально полно, подробно опишите все действия сотрудников ГИБДД, которые вы считаете неправомерными.
  2. Не проявляйте излишней эмоциональности в тексте: жалоба - это официальный документ, а не письмо другу.
  3. Старайтесь не использовать междометий (ну и ну, так мол, да уж, беда, горе и прочих).
  4. После того, как напишите жалобу, дайте прочитать ее еще нескольким лицам. Лучше всего - знакомому юристу, а если такого нет - то хотя бы грамотному человеку. Скорее всего, он укажет вам на моменты, которые необходимо исправить.
  5. Не пишите жалобу от руки. Составляйте текст на компьютере. В случае чего, ошибки можно легко исправить, а при рассмотрении в государственных инстанциях не понадобится помощь переводчика, чтобы разобрать ваш текст. Кроме того, неясный почерк могут неправильно истолковать. Причем, не в вашу пользу.
  6. Ни в коем случае не употребляйте оскорблений в жалобе, никогда не называйте в ней инспектора взяточником, идиотом и т.д. Такое письмо могут как минимум не рассмотреть, а, что вполне вероятно, - привлечь вас за клевету, ведь мало доказать факт взятки, нужное еще и решение суда по этому вопросу. Просто так называть взяточником человека нельзя.
  7. Если никаких доказательств у вас нет, то в жалобе или в обращении в суд просите истребовать доказательства по делу. При этом стоит сослаться на необходимость исследования таких доказательств и на невозможность предоставить их самостоятельно. Укажите на факты, согласно которым имеются основания полагать, что такие доказательства есть у ГИБДД или у определенного физического лица.
  8. Если имеются показания других людей, которые подтверждают вашу позицию, то обязательно стоит привлечь их в качестве свидетелей. Приглашать их будет судебный орган, вам лишь стоит указать в заявлении, что именно могут подтвердить указанные свидетели.

Некоторые нюансы

Ваши пассажиры имеют полное право выступать в качестве свидетелей, вопреки утверждению инспектора ГИБДД, Согласно действующему законодательству, в любых ситуациях люди, находящиеся в транспортном средстве,могут давать свидетельские показания, которые будут учтены судом, будь то хоть ДТП, хоть административное правонарушение. Если действия сотрудника ГИБДД были неправомерными (хамское поведение, оскорбления, нарушение процессуального законодательства и даже - неуважение к водителю), то пассажиры вашего автомобиля будут являться законными свидетелями.

Приложите к жалобе пакет документов, на которые вы ссылаетесь в тексте (естественно, кроме нормативных актов). Пронумеруйте каждый документ, сделайте их опись. Не забудьте поставить свою подпись и дату в конце текста.

Если документ вы не передаете лично, а пользуетесь услугами почты, то уведомление о вручении заказного письма даст вам информацию: кто и когда получил ваше письмо.

Когда могут отказать в удовлетворении жалобы:

  • Если имеется решение суда по тому же делу, которое уже вступило в законную силу.
  • Если жалобу подает лицо, не имеющее на это полномочий.
  • Если жалоба подается повторно в тот же орган, который уже принял решение по данной жалобе.

Оставить жалобу без ответа могут:

  • Если текст содержит угрозы, оскорбления в адрес должностного лица, либо членов его семьи.
  • Если нет возможности прочитать какую-либо часть текста, отсутствуют, либо не читаются данные отправителя (ФИО, почтовый адрес).