ДТП на парковке — вид аварии, подразумевающий повреждение транспортного средства на стоянке. Ситуации могут быть различными — повреждение кузова специальным шлагбаумом, столкновение с другим автомобилем при сдаче задним ходом, удар по кузову соседней машины при открытии дверей и так далее. Такие случаи распространенные, а вот поиск виновной стороны часто затруднен из-за незнания правил ПДД и ряда законодательных норм. Ниже рассмотрим, кто виноват при ДТП на парковке, является ли такой случай страховым, и как действовать в каждой конкретной ситуации.
Причины
Не зря на курсах водительского вождения внимание уделяется отработке навыков парковки транспортного средства. В условиях плотного скопления машин малоопытные водители часто допускают ошибки и повреждают кузов близстоящего ТС. Но бывают и более комичные случаи.
Выделим распространенные ситуации:
- Движение задним ходом. По статистике больше всего аварий на парковке происходит при сдаче назад (80%). Интересно, что в таких ситуациях вина водителя не является 100-процентной. На парковке существует разметка, которая делается с учетом специальных нормативов. К примеру, на легковую машину выделяется от 2,3 метров ширины и более. Если парковочное место предусмотрено для инвалидов, этот параметр должен быть больше — от 3,5 метров.
В идеале разметка должна быть «свежей» и регулярно обновляться. Ширина разделительной полосы от 10 см и более. Дополнительный плюс, если ограничительные линии нарисованы под углом. В этом случае упрощается заезд на парковочное место и выезд из него без риска повреждения близлежащего ТС.
- Шлагбаум. Еще одна ситуация — столкновение со шлагбаумом, который часто устанавливается на въезде-выезде с парковки. Причины могут быть различными. К примеру, водитель отказывается платить за услугу и решил «прорваться» через установленное ограждение. Еще один вариант — банальная невнимательность или нарушение правил управления транспортным средством. Бывает, что человек за рулем в ответственный момент просто перепутал педали газа и тормоза.
- Недостаток места. Владельцы парковок стараются «выжать» из имеющегося бизнеса максимальную прибыль. На пути к цели они увеличивают число мест для автомобилей, игнорируя при этом действующие нормы и требования. В результате у водителя остается минимум пространства для маневра при въезде и выезде со своего места. При таких обстоятельствах вероятность столкновения с другой машиной возрастает.
Дополнительный негативный фактор — наличие посторонних элементов, к примеру, столбов или тумб. Малоопытные автовладельцы при въезде-выезде настолько заняты парковочной «работой», что не замечают такие помехи.
- Открытие дверей. Из-за нехватки мест на парковочных местах машины часто ставятся вплотную друг к дружке. В таких ситуациях соседний автомобиль легко повредить банальным открытием двери. Когда движение резкое, повреждение будет существенным и серьезно ударит по карману пострадавшей стороны. Если исходить из определения ДТП, рассмотренное происшествие не относится к таковым, но это не значит, что виновная сторона не должна быть наказана.
Как действовать — инструкция
Главная ошибка пострадавшего — неправильные действия при выявлении повреждения ТС, что снижает вероятность поиска виновной стороны. На самом деле, подход к оформлению подобного ЧП аналогичен тому, что применяется при стандартном ДТП.
Первые действия следующие:
- Убеждаемся, что машина зафиксирована и не будет перемещаться в любом из направлений.
- Жмем на кнопку аварийки, чтобы обозначить себя мигающими огнями.
- Устанавливаем знак аварийной остановки. Здесь важно исходить из ситуации и места, где произошло ДТП. В большинстве случаев такое действие обязательно, чтобы избежать новых столкновений с другими ТС.
Следующий этап — оформление аварии. Здесь имеется два пути:
- Заполнение европоротокола вместе с другим участником аварии. Это удобный вариант, позволяющий сэкономить время, и не ждать приезда инспектора. Для применения метода не должно быть пострадавших и серьезных повреждений на сумму до 100 000 рублей.
- Привлечение работников ГИБДД. Если рассмотренные выше условия не соблюдены, в результате аварии пострадали люди, или транспорту нанесен значительный урон, привлечение инспектора обязательно.
Далее оформляется схема происшествия, по которой и определяется виновник аварии. На рисунке важно отразить авто, которые прямо или косвенно влияли на ДТП. Для лучшего понимания на схеме показывается направление движения ТС, что позволит понять обстоятельства и причину столкновения. Отдельное внимание уделяется мелким объектам, которые могли помешать водителю в момент парковки. К примеру, помехой часто является обычный куст, столб, урна или иной элемент.
Если рассматривать действия инспектора на месте аварии, они имеют следующую последовательность:
- Составление схемы ДТП (этот нюанс рассматривался выше).
- Определение виновника события.
- Осмотр транспортных средств и определение уровня повреждений. Все нюансы должны описываться с максимальной подробностью.
- Изучение фото и видео материалов (при наличии таковых), опрос свидетелей.
- Оформление протокола с указанием наиболее важных нюансов аварии.
Можно ли получить страховку?
ДТП на парковке имеет два варианта развития событий:
- Виновная сторона уехала с места ДТП.
- Водитель, виновный в аварии, остался на месте до выяснения обстоятельств.
В первом случае для доказательства вины потребуются показания свидетелей или наличие видео, подтверждающее факт столкновения.
Получение выплат по ОСАГО зависит от виновника ДТП. Если аварию устроил владелец ТС, тогда о компенсации можно забыть. По-иному обстоит ситуация, когда водитель стал жертвой обстоятельств, и виновником является другая сторона. Здесь страховая компания обязана среагировать, ведь с 2018 года парковки входят в зону ответственности по ОСАГО.
Как отмечалось, при отсутствии значительных повреждений автомобиля и пострадавших лиц можно оформить европротокол. При этом страховщик принимает бумагу при выполнении следующих условий:
- Размер ущерба — до 100 000 р.
- Участники ДТП согласовали между собой, кто прав, а кто виноват.
- В результате произошедшего события нет жертв и пострадавших.
- Муниципальное имущество не повреждено.
Извещение о ДТП требуется передать в офис страховой компании в срок до пяти суток. Вместе с этим документом передается протокол, а также доказательная база (к примеру, фотографии или видео с записью произошедшей ситуации). Чтобы сориентироваться в приблизительной стоимости ремонта, важно набрать номер СТО, где планируются ремонтные работы, и уточнить расценки.
Если у водителя на руках КАСКО, тогда вариант с европротоколом не подходит. Лучшее решение заключается в вызове инспектора ГИБДД вне зависимости от места происшествия. В иных случаях страховая компания может проигнорировать выплаты автовладельцу.
При этом запрещено договариваться на месте с другим участником. Такие действия являются прямым нарушением законодательства, а также исключают возможность получения выплат от страховщика в будущем.
Кто виноват?
Для начала пострадавшей стороне важно осмотреть автомобиль и оценить степень повреждения. Если речь идет о небольшой царапине, искать виновную сторону (в случае сокрытия с места ДТП) бессмысленно. Доказать факт аварии почти невозможно. Иное дело, когда имеются явные признаки столкновения. Если второй участник скрылся, важно вызвать работников ГИБДД. При этом уехавший водитель автоматически признается виновным и несет полную ответственность за оставление места ДТП на парковке.
Чтобы определить личность второй стороны, стоит сделать следующее:
- Обратиться к администрации парковки и попросить показать запись с камер наблюдения. Минус в том, что такая информация часто выдается по официальному запросу. Кроме того, срок хранения записей ограничивается одной неделей, а расследование в большинстве случаев занимает больше времени.
- Опросить людей, которые находились рядом. Возможно, найдутся свидетели, которые опознают личность нарушителя.
Небольшие аварии, как правило, относятся к административным нарушениям. Здесь имеется ряд особенностей. В частности, в статье 4.5 КоАП указано, что постановление по таким делам должно направляться в срок до 3-х месяцев. Если этого не произошло, поймать виновника ДТП уже не получится (период давности вышел). Но не стоит отчаиваться. Если у пострадавшей стороны имеется полис КАСКО, тогда вероятность получения выше.
Что делать, если виновник покинул ДТП?
Если водитель уехал с места аварии, его поиском должны заниматься работники ГИБДД. Для этого пострадавшая сторона оформляет заявление о ДТП и прикладывает подтверждающие этот факт документы, видео, фото и прочие доказательства.
При этом возможны два развития ситуации:
- Виновная сторона оставила свои данные (телефонный номер, контакты).
- Сведения о нарушителе отсутствуют.
Виды наказаний:
- Сокрытие с места ДТП. Здесь возможен арест до 15 суток, изъятие прав (до 1,5 лет) или штраф 500-1500 р.
- Перестановка ТС на иное место — 1000 рублей штрафа.
В любом случае пострадавшему нельзя перемещать ТС до приезда инспектора ГИБДД. При наличии контактов можно связаться с виновником и попробовать решить ситуацию мирным путем. Что касается ответственности за покидание места ДТП, она прописана в КоАП РФ, статье 12.27. При этом окончательное наказание определяет судебный орган в зависимости от обстоятельств. Как отмечалось, это может быть арест, штраф или даже лишение прав.