Основные причины вибрации руля при торможении и что с этим делать?

Основные причины вибрации руля при торможении можно выявить самостоятельно, проверив ходовую часть, подвеску, состояние колес. Многие автовладельцы часто встречаются с тем, что во время торможения рулевое колесо начинает вибрировать. Бесконтрольное и интенсивное вибрирование, а также биение руля в самый неожиданный момент может привести к аварии на дороге. Эту неисправность следует быстро устранить, чтобы не допустить неприятных последствий.

Причины вибрации руля

Прежде чем устранять биение рулевого колеса, следует разобраться в его причинах. Многие автовладельцы считают, что биение во время торможения появляется из-за некачественной балансировки колес. Это вполне может быть, однако причин вибрации значительно больше. Не следует забывать проверить и другие узлы автомобиля при выявлении причин неисправности.

Наиболее распространенными причинами биения рулевого колеса во время торможения являются:

  • Разбалансированные колеса.
  • Износ или повреждение тормозных колодок.
  • Дефекты и неисправности тормозных дисков, их коробление.
  • Деформация резины на колесах.
  • Неправильная геометрия углов установки колес.
  • Неисправность или повреждение подшипников колес.
  • Неисправные и поврежденные сайлентблоки.
  • Неисправные шарниры рулевых тяг.
  • Износ шарового шарнира.
  • Износ рулевой рейки.
  • Износ дисков колес в местах крепления к ступице, а также деформация гаек и болтов крепления.

Способы устранения биения

Опытный водитель может сам выявить причину вибрации рулевого колеса и принять меры к ее устранению. Для этого необходимо следовать простым рекомендациям.

  1. Сначала необходимо осмотреть покрышки колес. Возможно, на них образовалась грыжа, которая и вызывает эту проблему.
  2. Далее нужно проверить состояние балансировки колес, имеются ли на них балансировочные грузики. Точную гарантию разбалансированности колес можно выявить только проверка автомобиля на специальном стенде, но опытный водитель может самостоятельно определить, стоит ли ехать на шиномонтажную станцию. Часто проведение балансировки исправляет ситуацию с вибрацией руля при снижении скорости. Цена за работу по балансировке в разных городах различная. Производители автомобилей рекомендуют производить балансировку каждые 15000 км.
  3. Если хозяин автомобиля недавно ставил новые тормозные накладки или другие запасные части, например, суппорты или диски колес, то их следует снять, и установить вместо них другие, чтобы проверить, как изменилась ситуация. Вполне возможно, что в запасных частях есть заводской брак.
  4. Если выполненные ранее процедуры не принесли результата, то нужно переходить к другому этапу – диагностике тормозных дисков. С ними могут возникнуть следующие неисправности: при потере блеска его поверхности и появления круговых полос можно говорить о большом износе тормозных колодок. Их износ может также вызывать скрежет и вибрацию руля при торможении автомобиля. При изнашивании тормозных колодок чаще всего рвутся пыльники направляющих суппорта. При обнаружении такой неисправности следует разобрать этот узел, смазать направляющие, заменить резинки новыми и произвести сборку. Рулевую вибрацию может создавать деформированный тормозной диск. Он будет выглядеть ребристым, волнистым или шишковатым. Он теряет идеальность круглой формы. Эту деформацию диска обычно вызывает повышенный износ или перегрев с дальнейшим резким охлаждением. При сжатии его накладками создается вибрация, которая передается на рулевое колесо. При такой неисправности требуется полная замена дисков. Старые диски иногда протачивают и шлифуют, однако это можно использовать как временную меру, а в результате все равно потребуется установить новые диски. Также следует обратить внимание на заднюю тормозную систему. Для выявления неисправности может применяться рукоятка ручного тормоза. Если при применении ручного тормоза вибрации нет, то нужно искать причину в передних тормозах. Если вибрация осталась, то следует изучить состояние задних дисков тормозов, и всю систему полностью. При этом необходимо выявить нахождение деформированных элементов.
  5. После проверки дисков следует осмотреть и проверить ступицу колеса и ее подшипник. Его внутренняя поверхность непосредственно оказывает влияние на отклонение оси вращательного движения ступицы, что также создает вибрацию руля при замедлении движения автомобиля.
  6. Если при проведении проверки дисков тормозов не выявлено отклонений и дефектов, то последующим шагом проверяют рулевые тяги. Большое внимание необходимо уделить рулевым наконечникам, в которых зазоров быть не должно. Для диагностики рулевых тяг следует поднять автомобиль на домкрате и подергать наконечники в стороны. Если выявляется люфт, то необходима их замена. Свободный ход тяг из-за возникновения в них зазора может привести к потере управления автомобиля на дороге на большой скорости.
  7. После проверки рулевых тяг нужно провести небольшую диагностику рулевой рейки, так как она тоже может вызывать вибрацию руля из-за ее повышенного износа. При большом износе рейки потребуется ее серьезный ремонт.
  8. Далее следует произвести визуальный осмотр подрамника и сайлентблоков, что также приводит к вибрационным нагрузкам на руль. Точного порядка проверки этих деталей не существует, но каждый водитель проверяет их работоспособность самостоятельно. При обнаружении неисправности сайлентблоков требуется их полная замена.
  9. Следующим шагом следует проверка шаровых опор. Автомобиль поднимается на домкрате, шаровая опора устанавливается на прочную поверхность, чтобы колесо было свободным. Необходимо взяться руками за низ и верх колеса и попытаться пошатать его. Если обнаруживается люфт, это означает износ шаровой опоры, и необходима ее замена новой.
  10. Последним этапом необходимо проверить, как закреплены колеса и исправность гаек и болтов. Слабые крепления часто создают биение руля. При выявлении неисправности останется только подтянуть болты крепления колес.  Чаще всего рассмотренных действий хватает для выявления причин вибрации рулевого колеса машины во время торможения и для дальнейшего устранения. Если у автовладельца нет опыта ремонта, либо причина непонятная, что этой проверки не хватает, то лучше поехать в автосервис и произвести полную диагностику.

Дополнительные способы устранения вибрации на руле

После определения причин биения рулевого колеса, можно начинать исправлять дефекты, которые дополнительно могут быть.

  1. Подтянуть крепление двигателя. С помощью гаечных ключей нужно протянуть все крепления двигателя, которыми он закреплен в подкапотном отсеке. Если крепление вышло из строя, либо изношены гайки и болты, то следует произвести их замену новыми. Чтобы создать высокую надежность креплений, следует намотать на болт паклю, смазанную консистентной смазкой.
  2. Неисправность может быть в деформации приводного вала рулевой рейки. Эта деталь не подлежит восстановлению, исправить его форму не получится даже в автомастерской, поэтому необходимо заменить его новым.
  3. Очистить колесные диски от грязи и снега. Простым решением является посещение автомойки и сбивание струей воды снега и грязи. Если вибрации большие, а ехать до мойки еще далеко, то налипший снег можно отбить подходящим предметом. При этом вибрации полностью не исчезнут, но значительно уменьшатся.
  4. Отрихтовать деформированные диски колес, придав им правильную форму на специальном оборудовании, имеющимся в шиномонтаже. Это также снижает вибрацию на руле. Если диски колес изготовлены из стали, то их неровности удалить намного проще, по сравнению с литыми легкосплавными дисками. Для их восстановления геометрии требуется специальный станок.
  5. Если ступичные болты не соответствуют диаметру отверстий в контрафактных дисках, то применяют специальные проставки, которые называются центровочными кольцами. Их можно установить самостоятельно или на шиномонтаже.
  6. Подкачать колеса для выравнивания давления во всех шинах, тем самым избавиться от вибрации. Нормальное давление обычно указывается в руководстве на автомобиль или на табличке, расположенной на средней стойке возле водителя.
  7. Состояние подвески автомобиля в целом, а также ее общих элементов, непосредственно влияет на движение автомобиля по дороге. Если появляется люфт в некоторых элементах подвески, то при вращении рулевого колеса могут возникать вибрации так же, как и при неисправностях покрышек и дисков. Но напрямую эти люфты в деталях ходовой части и подвески не смогут повлиять на вибрацию рулевого колеса. Плохо закрепленные детали могут провоцировать вибрации колес. В результате вибрация возникает из-за резины, дисков и других уже рассмотренных нами причин.

В чем опасность рулевой вибрации

Чаще всего такая неисправность не предполагает быстрого ремонта. Если не тормозить слишком резко, то можно ездить на машине много лет. Однако следует помнить, что на ходовую часть создается высокая нагрузка. Не выполняя ремонта, может получиться так, что придется потратиться на значительную сумму в последующем ремонте.

Важным моментом является и удовольствие от вождения автомобиля. Биение руля не дает возможности наслаждаться ездой в полном объеме. Лучшим решением в этом случае является проведение ремонта при наличии денег. Эта неисправность не требует срочного ремонта, но не следует постоянно переносить ремонт на другое время. Этим снижается собственный комфорт и повышается стоимость будущего ремонта.