Существуют категории работников, которым положены льготные пенсии. Такие сотрудники вправе уйти на отдых раньше, чем это предусмотрено для всех остальных трудящихся.
К ним относятся и водители, которые работают в определённых условиях. Выполнение ими обязанностей сопряжено с повышенным риском для жизни и здоровья.
Это водители городских трамваев, троллейбусов, автобусов, электробусов и прочие.
Условия работы для получения льготы
Для права на льготную пенсию должен соблюдаться ряд правил:
- Перевозки осуществляются на постоянных городских маршрутах по установленным графику и остановкам.
- Число пассажирских мест в транспорте превышает 8.
- Транспортное средство двигается только в пределах населённого пункта (не между населенными пунктами).
Различия в льготе для мужчин и женщин
Для мужчин и женщин-водителей установлены разные границы для выхода на пенсию.
Важно! Пенсионная реформа, проведенная в 2019 году, не затронула эту категорию сотрудников. Для них даты выхода на пенсию остались прежними.
У мужчин должны быть соблюдены следующие условия:
- достижение возраста 55 лет;
- стаж работы на городских маршрутах менее 20 лет;
- не менее 25 лет страхового стажа.
Для женщин условия для льготной пенсии следующие:
- достижение возраста 50 лет;
- стаж работы на городских маршрутах не менее 15 лет;
- не менее 20 лет страхового стажа.
Полученный стаж должен быть подтвержден.
Учет стажа
В стаж работы по профессии включаются периоды обучения, больничные, испытательные сроки и ежегодные отпуска, а также время восстановительных и вспомогательных работ, например, время ремонта транспорта.
Условия просты – водитель ездит по установленному маршруту внутри города, соблюдает расписание движения, выезжает из начального пункта, высаживает и забирает людей со всех остановок и приезжает в конечный пункт.
Водитель может работать в одном из режимов:
- экспрессном (транспорт двигается без остановок по городу);
- полуэкспрессном (транспорт останавливается лишь на некоторых остановках);
- обычном (транспорт делает остановки в каждом предусмотренном пункте).
Не имеет значения, в каком режиме работал шофёр – все они включаются в стаж для льготного выхода на пенсию.
Дополнительные условия для выхода на пенсию
Обязательными условиями для мужчин и женщин являются также:
- Достаточный индивидуальный пенсионный коэффициент (начиная с 2019 года он повышается от 16,2 до 30 к 2025 году). Коэффициент копится в течение трудовой деятельности и зависит от профессионального стажа и величины страховых взносов. Если у водителя высокая заработная плата и большой трудовой стаж, то и пенсию он будет получать в большем размере.
- Полная и постоянная занятость на городских маршрутах не менее 80% от рабочего времени.
С 1 января 2013 года периоды работы на городских перевозках зачисляются в профессиональный стаж, если класс условий труда – вредный или опасный. Для этого проводится специальная оценка трудовых условий.
Кроме того, работодателем должны быть внесены страховые взносы за водителя по дополнительным тарифам.
Категории водителей, не имеющие льгот
Водители междугородних и пригородных рейсов, ведомственного транспорта предприятий, заказных маршрутов права на ранний выход на пенсию не имеют. Шофёрам маршрутных такси также льготы не положены, так как для их рейсов не установлена регулярность.
Для раннего выхода на пенсию нельзя к стажу перевозок по городу прибавить, например, время работы на маршрутном такси или водителем на предприятии.
Как подтвердить профессиональный стаж
Стаж считают в календарном порядке – дни, недели, месяцы, года.
Все периоды отработанного времени должны подтверждаться специальными документами.
К ним относятся:
- путевые листы;
- приказы о назначении на должность;
- ведомости на оплату;
- паспорта на маршрут и другие.
В паспорте на маршрут прописано, относится ли рейс к внутригородскому или нет.
Самый важный из перечисленного – путевой лист. Когда водитель выезжает на маршрут, в листе делается специальная отметка, указывается время выезда. Прописывается время отправления по графику и по факту. Таким же образом указывают и дату обратного прибытия в пункт.
Сложив эти показатели, можно вычислить время нахождения шофёра за рулём общественного транспорта за месяц и за год.
Важно! Рейс будет считаться отработанным, только если водитель выехал без опозданий по его вине, следовал графику, и вернулся обратно без недопустимых отклонений.
Есть и допустимые отклонения от расписания – в пути всегда могут возникнуть форс-мажоры. Заторы на дороге или большое количество пассажиров, которые могут медленно заходить и выходить из транспорта.
Бывает так, что путевые листы не сохранились (утеряны). В таком случае время в поездках можно подтвердить другими перечисленными документами.
Пенсионные льготы для водителей общественного городского транспорта полностью оправданны, так как они зачастую не имеют возможности уйти на обеденный перерыв, работают беспрерывно, вынуждены ездить в пробках и непростых городских дорожных условиях.