Попали в яму на дороге? Не знаете, что делать? Как оформить ДТП? Кому предъявить претензии и при этом не оказаться виноватым? Эти и другие вопросы волнуют большинство водителей, которые хотя бы однажды сталкивались с серьезными поломками машины при попадании в дорожные углубления во время движения.
Количество претензий, отправляемых в подразделения ГИБДД, на ямы, кочки и другие повреждения на дорогах за последнее время значительно возросло. Зам начальника Государственной Автоинспекции МВД О. Понарьин заявил, что их число увеличилось в 3 раза. Он подтвердил, что проблемы с дорожным полотном сейчас существуют повсеместно, поскольку за зимний период оно довольно сильно износилось.
Государственные служащие из Минтранса пообещали, что будут реагировать на каждое обращение, исходящее от автомобилистов по поводу проблем на дорогах. Жалобу можно оставить через мобильное приложение, которое в ближайшее время проинтегрируют с информационными системами госведомства. Однако чтобы получить компенсационные выплаты за ремонт поврежденного авто в результате наезда на яму водителю потребуется решать вопрос самостоятельно.
Какие углубления на дорожном полотне могут считаться допустимыми?
Начиная с сентября 2018 года, в России стал действовать новый ГОСТ, который регламентирует размеры повреждения дорог и временной период на их устранение. Яма на дороге может быть не более 15 см в длину и не более 5 см в глубину. При этом площадь дефекта не должна превышать 60 кв. см. В случае если параметры дорожных углублений выше описанных норм, то водители, попавшие на своем авто в эти ямы, вправе требовать компенсационные выплаты от дорожников. Помимо этого, согласно действующему закону, ответственные за дорожное полотно лица, обязаны в зависимости от категории дороги устранить выявленные нарушения в течение 1-12 дней.
Также в соответствии с ГОСТом, в случае возникновения на дорожном покрытии колеи, размер которой по глубине превышает 2 см, а по длине 7 м, должна быть ликвидирована в срок 5-14 суток.
Что может произойти в случае, когда водитель влетел в яму на дороге?
Зачастую от повреждений, возникающих на дорожном полотне, страдают колеса автомобиля. Их ремонт может обойтись водителю в несколько тысяч рублей.
В более серьезных аварийных ситуациях можно повредить не только диски и шины, но и детали подвески. Технические специалисты утверждают, что от сильного удара могут пострадать рычаг подвески, верхняя опора амортизатора, рулевая рейка и другие элементы.
Замена рычагов, рейки руля и амортизаторов может обойтись автомобилисту очень дорого. Как правило, общая сумма ремонтных работ в некоторых случаях достигает несколько сотен тысяч рублей.
Каким образом оформить аварию?
Автомобильные юристы подтверждают, что повреждения ТС на дороге необходимо документально оформлять точно так же, как и любое ДТП. Однако регистрация такой аварийной ситуации потребует гораздо больше справок и документации. Для того чтобы зафиксировать повреждения авто, полученные от удара при попадании в дорожную яму, автомобилисту необходимо вызвать на место аварии дорожно-патрульную службу. По возможности следует найти свидетелей произошедшего, сделать фото или снять видео места ДТП.
Инспекторы ГИБДД по прибытию должны составить протокол, подтверждающий визуальный осмотр дороги и знаков вдоль нее в соответствии с техническими стандартами. Если параметры углубления или колеи на проезжей части не подходят под требования ГОСТа, и при этом знаки о наличии глубокой ямы отсутствуют, то виновниками автоматически становятся дорожники. В этом случае сотрудники ДПС обязаны оформить соответствующее постановление, которое поможет привлечь к ответственности должностных лиц организации.
Юристы советуют в обязательном порядке фотографировать место аварии и указывать в протоколе ДТП данные о наличии фотографий и времени их съемки. Помимо этого, инспектор обязан внести в документ информацию, касающуюся уличного освещения поврежденного участка дорожного полотна и наличия предупреждающих знаков или каких-либо ограждений, если на проезжей части ведутся ремонтные работы. Пострадавший автолюбитель должен получить копию протокола. Она понадобится ему в момент обращения за возмещением ущерба.
После оформления всех бумаг и получения копий, водителю необходимо определить размер нанесенных повреждений с помощью проведения независимой экспертизы. На осмотр авто и озвучивание суммы ремонта следует пригласить ответственного представителя дорожной службы. Если это невозможно, то водитель вправе подать иск в судебную инстанцию на дорожников, приложив к нему квитанцию об оплате расходов на ремонтные работы. Однако автовладельцу необходимо быть готовым к тому, что ответчик сможет в суде оспорить эту сумму.
Можно ли не оформлять попадание машины в яму как ДТП?
Применение европротокола при отсутствии еще одного участника аварии невозможно. Но при этом ждать инспекторов ГИБДД на месте возникновения аварии, если машина осталась на ходу, совершенно не обязательно. Водитель вправе самостоятельно зафиксировать все повреждения, оформить схему и сделать фото и видео места аварии. По возможности автовладелец может измерить длины и глубину ямы. Эти данные станут доказательством вины дорожников, в случае несоответствия ГОСТу размеров углублений.
После составления схемы и создания фото, автолюбителю необходимо сразу же отправиться к посту ДПС или в подразделение ГИБДД для оформления протокола.
При наличии страховки КАСКО возмещение ущерба зависит от условий договора. СК может компенсировать повреждения авто или дать направление на ремонт в СТО для его восстановления. В остальных случаях, если виновным лицом является дорожная служба, то она и должна возмещать ущерб.
Куда жаловаться на ямы в дорогах и как получить возмещение?
Данные о том, кто является владельцем конкретного дорожного полотна, можно узнать через сотрудников ГИБДД. Отправлять жалобу и требование о компенсационных выплатах необходимо в ту организацию, которая несет ответственность за участок проезжей части, где произошло ДТП. Компания вправе возместить ущерб самостоятельно или через свою СК. Если пострадавшее лицо имеет страховку КАСКО, то ему необходимо обращаться непосредственно в ту страховую компанию, которая выдала этот полис. В этом случае все разбирательства с дорожной службой она обязана будет взять на себя.
В ситуации, когда виновник аварии не отвечает на полученные жалобы и никак не способствует решению проблемы, автовладельцу придется обратиться с иском в судебную инстанцию. К заявлению потребуется приложить протокол аварии, акт осмотра дороги и результаты проведенной экспертизы. В суд также нужно направить копию претензионного обращения, которое ответчик проигнорировал. В ходе разбирательства будет принято решение о возможности возмещения ущерба и его суммы.
Если вам нужна помощь в составлении искового заявления в суд, то наши юристы готовы вам ее оказать.
Может ли автовладелец стать виновником ДТП при попадании в яму?
Часто при возникновении споров дорожники ссылаются на нарушение автолюбителем ПДД, а именно пункта 10,1, в котором сказано, что водитель обязан двигаться по дороге, учитывая ее состояние. Однако для того чтобы они могли доказать вину автовладельца, им потребуется провести трасологическую экспертизу, которая докажет, возможно ли технически избежать ДТП на этом поврежденном участке дороги или же нет.
Как показывает практика, доказать вину автолюбителя довольно трудно, однако такие споры часто приводят к компромиссу только через суд.