Остановка ТС по требованию ГИБДД становится все менее распространенным явлением, однако, до сих пор довольно регулярно практикуется на российских дорогах. Отказ от выполнения требования инспектора об остановке машины — крайне контрпродуктивное действие. Разберемся, почему.
Неосуществление остановки: каким будет штраф?
Если водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, то в этом случае фиксируется нарушение, попадающее под штраф, установленный п. 2 ст. 12.25 КоАП РФ. Его величина — от 500 до 800 рублей. Данная норма действует с 2013 года, и в 2019-м новые правила, как и изменение суммы штрафа, вероятно, введены не будут (по крайней мере, пока что законодатель не выносит подобные инициативы на публику).
Отметим, что указанная «штрафная» норма также применяется, если попытку остановить автомобиль произвел не сотрудник ГИБДД, а представитель другого компетентного органа власти, у которого есть полномочия на осуществление контроля над транспортными средствами. Например, это может быть сотрудник Таможенной службы.
Далеко не во всех случаях сотрудник ГИБДД, которому не подчинился водитель и не остановил ТС, будет доволен одной лишь перспективой выписывания данному водителю штрафа на основании КоАП РФ. Вполне вероятно, что у него появится повод предпринять те или иные действия, направленные на принудительную остановку авто, которое промчалось мимо.
Неосуществление остановки: дело не ограничится штрафом?
Если по требованию сотрудника ГИБДД остановка не совершена, то это может привести к тому, что он воспользуется правом предпринять действия, предусмотренные п. 95-97 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664.
А именно:
- обратиться по рации к другому экипажу ГИБДД (предположительно находящемуся на пути следования автомобиля, который не остановился) с просьбой обеспечить остановку ТС;
- начать преследование ТС (с возможной его принудительной остановкой впоследствии).
Начав преследовать автомобиль, инспектор ГИБДД должен включить маячки и сирену на своей машине. Также необходимо, догнав нарушителя, с помощью громкоговорителя (или, если это уместно, жестами) сообщить ему о необходимости немедленной остановки. Кроме того, если потребуется, о действиях нарушителя по громкоговорителю информируются другие водители.
Машина может быть принудительно остановлена:
- Силами регулировщика (скорее всего, представляющего другой экипаж — с которым инспектор, предпринявший первую попытку остановить ТС, уже связался), выходящего на трассу.
Он специальными жестами дает понять водителю, ранее проигнорировавшему требование об остановке на посту ГИБДД, что нужно немедленно притормозить.
- Посредством блокирования трассы автомобилем ГИБДД (одним или несколькими) со включенными мигалками.
В сложных случаях — когда ситуация такова, что машину нужно остановить любой ценой, на трассу выставляется грузовик. При этом нельзя в качестве «стены» использовать грузовик, который перевозит опасные грузы, людей.
- С применением специальных средств — например, «ежей».
При этом эти спецсредства не могут быть использованы, если останавливаются:
- автобусы с пассажирами;
- автомобили дипломатических представительств других государств;
- мотоцикл (мопед) на дороге, расположенной в горах или зоне плохой видимости;
- любые ТС на железнодорожных переездах, путепроводах, в туннелях, на эстакадах или на мостах.
- С применением табельного оружия.
Догнав «непослушный» автомобиль, инспектор, действительно, вправе — если устные обращения к водителю ни к чему не привели, произвести выстрелы по преследуемой машине.
Основания для применения оружия инспекторами ГИБДД закреплены в статье 23 Закона «О полиции». Так, остановка машины с помощью огнестрельного оружия возможна, если:
- водитель неоднократно проигнорировал требования ГИБДД об остановке ТС;
- водитель может создать угрозу гражданам, которые находятся на пути его движения.
Таким образом, штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД — сущий пустяк в сравнении с прочими возможными последствиями игнорирования призыва сотрудника Госавтоинспекции остановиться. Тем более, что для законопослушного водителя, как правило, нет причин беспокоиться по поводу такой остановки. Сотрудники ГИБДД ее обычно осуществляют, если у них есть серьезный повод сделать это (например, если похожий автомобиль числится в угоне, или если водитель фактически совершил нарушение ПДД). Оспорить ложное подозрение в данном случае, как правило, гораздо легче, чем обосновать неосуществление остановки позднее — особенно, если ГИБДД пришлось применять те самые спецсредства или не менее грубую альтернативу им.