Утилизация ТС может потребоваться автовладельцу по многим причинам. Данная процедура состоит из ряда технических и юридических этапов — ознакомимся с ними подробнее.
Для чего производится утилизация?
Сдать машину в утилизацию (в ГИБДД — сдать документы, подтверждающие ее) автовладельцу может потребоваться, если он не использует соответствующее транспортное средство (например, ввиду того, что оно неисправно), не желает продавать его (или никто не покупает), но, вместе с тем, не хочет платить транспортный налог за машину. Как и нести ответственность за возможные дорожные инциденты: если во дворе или на ином месте стоянки кто-то случайно въедет в его машину, то предстоит долгое разбирательство.
Кроме того, утилизация может быть произведена, если человек покупает новую машину, но при этом не может сдать старую на утилизацию автодилеру (в силу того, что программа по приему машины в утиль закончилась, или же есть объективные технические сложности в ее доставке дилеру — например, если машина не на ходу и расположена на значительном отдалении от продавца автомобилей).
Бывает так, что автовладельцу выгоднее утилизировать автомобиль, и в ходе данной процедуры извлечь из него те или иные ценные запасные части или агрегаты (например, двигатель) для их последующей перепродажи — чем включить ТС в программу утилизации от автодилера.
В зависимости от задач, которые поставил перед собой автовладелец, решивший списать машину в утиль, выбирается конкретный способ утилизации транспортного средства.
Порядок утилизации машины: через фирму или своими силами?
Утилизация ТС может быть осуществлена:
- с привлечением специализированной фирмы;
- автовладельцем самостоятельно.
В первом случае выбирается организация, которая на постоянной основе занимается списанием транспортных средств в утиль. При этом, это могут быть как государственные или муниципальные предприятия, так и частные хозяйственные общества. Информацию о них можно попробовать запросить в территориальном подразделении ГИБДД, Минтранса или в администрации города — бывает, что муниципальные власти заключают контракты с такими фирмами.
С организацией, которая выполняет утилизацию, заключается договор — во многих случаях, на коммерческой основе. Однако, общераспространена схема бесплатной утилизации — которая применяется при списании автомобилей, выпущенных после 31.08.2012 года. Дело в том, что в стоимость таких машин включен утилизационный сбор: соответственно, на момент обращения автовладельца к фирме, которая специализируется на утилизации, необходимые расходы гражданина на осуществление рассматриваемой процедуры считаются совершенными. Ему ничего платить не нужно.
При этом организация, осуществляющая утилизацию машин, по которым уже уплачен утилизационный сбор, должна быть аккредитована региональным подразделением Минпромторга и иметь лицензию на ведение деятельности. Как раз о таких хозяйствующих субъектах автовладельца могут проинформировать в муниципальных структурах — потому и имеет смысл туда обращаться.
В случае, если утилизационный сбор за машину не уплачивался, то у автовладельца, тем не менее, есть шанс списать ТС в утиль бесплатно либо с минимальными издержками. Это возможно, если фирма, занимающаяся утилизацией, осуществляет коммерческую оценку сдаваемой машины в целом (или ее отдельных частей), и если эта оценка будет соответствовать определенному уровню — предложит списать ТС в утиль без взимания платы (либо с частичной оплатой). Впоследствии данная фирма, «распилив» автомобиль, сможет окупить недополученную выручку за счет распродажи частей ТС на запчасти или на переплавку.
Во многих случаях фирмы, которые занимаются утилизацией, готовы также оказывать клиентам различные сопутствующие услуги — бесплатно или за плату:
- по транспортировке ТС до места сдачи в утиль;
- по содействию в снятии ТС с учета.
Но не исключено, что фирма, в которую обратился автовладелец, будет, так или иначе, оказывать свои услуги на коммерческой основе. В этом случае человеку придется оплачивать ее услуги или же воспользоваться альтернативой — в виде осуществления утилизации ТС своими силами.
Закон не запрещает владельцу ТС, осуществив необходимые подготовительные процедуры, утилизировать автомобиль самостоятельно — у себя в гараже или в ином обустроенном месте.
При разборке автомобиля могут обнаружиться те или иные его части, которые имеют коммерческую ценность — опять же, как цветмет или материал для переплавки. Возможно, внутри автомобиля обнаружатся функциональные и в потенциале перепродаваемые электроприборы. Их автовладелец сможет реализовать через сайт бесплатных объявлений, газету или обратившись напрямую в фирму, которая занимается скупкой старых запчастей автомобилей.
Не считая фактической утилизации ТС — посредством его «распиливания», автовладелец должен произвести ряд юридических процедур. Главная из них — снятие машины с регистрационного учета в Госавтоинспекции. Ознакомимся с данной процедурой подробнее.
Как снять машину с учета в ГИБДД при утилизации?
Желательно производить снятие машины с учета еще до того, как она будет утилизирована: в этом случае не придется предъявлять в ГИБДД документы, подтверждающие списание машины в утиль. В свою очередь, со снятой с учета машиной можно в принципе делать, что угодно — кроме, разумеется, езды на ней.
Но, так или иначе, осуществление фактической утилизации ТС перед обращением в ГИБДД за снятием машины с учета не будет прямым нарушением закона (возможны лишь некоторые сложности в преодолении формальностей, связанных с регистрационными действиями в отношении утилизируемого автомобиля).
В целях снятия ТС с учета необходимо обратиться в территориальное представительство ГИБДД и предъявить туда следующие документы:
- Заявление по установленной форме (в нем фиксируется, что причина для снятия автомобиля с учета — утилизация, пусть она еще и предстоит).
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность автовладельца.
- Документ об уплате пошлины на освобождающийся номерной агрегат (которым может быть, к примеру, двигатель или кузов).
Размер пошлины — 350 рублей. При этом, ее нужно оплатить до подачи в ГИБДД рассматриваемого комплекта документов на снятие машины с учета.
А если автовладелец не планирует использовать какие-либо агрегаты автомобиля в дальнейшем — то есть, рассчитывает «распилить» ТС полностью — то указанная пошлина, как и любая другая, не уплачивается. Снятие машины с учета при утилизации — бесплатное.
- ПТС автомобиля (если есть).
- Свидетельство о регистрации ТС (если есть).
- Свидетельство, подтверждающее утилизацию (как раз на тот случай, когда утилизация производится до момента обращения в ГИБДД).
- Снятые с машины номерные знаки (если есть).
По сути, для снятия машины с учета нужны только паспорт и заявление от ее владельца. Можно осуществить рассматриваемую процедуру без документов и номеров, идентифицирующих транспортное средство. Сам автомобиль предъявлять в ГИБДД при снятии с учета по причине утилизации не требуется.
После того, как машина будет снята с учета, сотрудник ГИБДД выдаст автовладельцу документ, подтверждающий завершение соответствующей регистрационной процедуры. Таким документом может быть (как правило, согласуется выдача одного из них):
- копия ПТС, в которой проставлена отметка, что ТС снято с учета по причине утилизации;
- справка об утилизации машины;
- карта учета ТС, в которой отражены необходимые сведения.
После снятия машины с учета можно производить ее фактическую утилизацию — с привлечением фирмы или самостоятельно. Если выбран первый вариант, то фирма, осуществившая утилизацию, выдаст по ее завершении составленный по определенной форме акт. Данный документ — как и тот, что получен в ГИБДД, может быть использован в следующей юридической процедуре — уведомлении ФНС о снятии машины с учета как налогооблагаемого объекта.
Как снять машину с учета в ФНС?
Сразу оговоримся — рассматриваемая процедура производится на практике крайне редко. Дело в том, что ФНС и ГИБДД в порядке межведомственного взаимодействия обмениваются всеми необходимыми данными, что требуются для корректного налогообложения транспортных средств. Таким образом, в самом общем случае (исключения из которого — крайне редки) ФНС будет проинформирована о снятии машины с учета Госавтоинспекцией. Получив эту информацию, Налоговая служба перестанет начислять налог на ТС, а также при необходимости пересчитает его за текущий год с учетом даты снятия ее с регистрации в Госавтоинспекции.
Но, тем не менее, существует минимальная вероятность, что сведения в ФНС по снятой с учета машине не дойдут. В этом случае налог будет исчислен в полном объеме, а самому автовладельцу будет необходимо лично обратиться в Налоговую службу для решения вопроса. Закон строго не регламентирует такое обращение — однако, по существу оно предполагает предъявление налоговикам документального подтверждения снятия машины с учета.
В целях такого подтверждения и будут использованы документ из ГИБДД и акт об утилизации ТС (при его наличии). На основании этих документов ФНС — не получившая вовремя сведений от ГИБДД, пересчитает налог.
Не считая рассматриваемой редкой ситуации, в практике участия автовладельца в правоотношениях, при которых осуществляется утилизация машины, могут наступать иные сложные случаи. Ознакомимся с примерами некоторых из них — в формате вопросов и ответов.
Сложные случаи при утилизации машины: вопросы и ответы
Речь может идти о следующих вопросах:
- Можно ли утилизировать автомобиль с запретом на регистрационные действия?
Действительно, бывает так, что в отношении автомобиля, который желательно утилизировать, Службой судебных приставов наложен запрет на осуществление регистрационных действий. Частный случай таких действий — снятие машины с учета, и такое действие не может быть осуществлено.
Соответственно, чтобы списать машину в утиль, нужно обеспечить снятие с нее ареста — выполнив требуемые для этого обязательства (например, по погашению какой-либо задолженности). Либо — договорившись с приставами о снятии ареста (и последующем использовании денежных средств — которые освобождаются вследствие отсутствия необходимости платить транспортный налог, для погашения задолженности).
- Можно ли машину, снятую с учета, но не утилизированную фактически, затем поставить на учет вновь и начать пользование ей?
Да, это возможно. В этих целях необходимо обратиться в то же подразделение ГИБДД, где была произведена утилизация, и попросить разъяснить сценарий обратной постановки машины на учет. Инспекторы должны ознакомить обратившегося с перечнем документов, которые необходимы для проведения рассматриваемой процедуры.
- Что будет, если снятый с учета автомобиль не утилизировать, а просто оставить во дворе?
В самом общем случае — ничего. Как мы уже отметили выше, в ГИБДД для снятия ТС с учета можно обратиться без автомобиля и без предоставления разъяснений касательно его текущего расположения и последующих действий с ним. Однако, законодательством муниципалитета, в котором проживает автовладелец, могут быть приняты нормативные акты, в соответствии с которыми управомоченные органы инициируют фактическую утилизацию таких машин.
Подобные законы приняты в Москве: при обнаружении бесхозных машин во дворах и при установлении факта снятия их с учета может быть произведена в установленном порядке утилизация таких ТС силами компетентных организаций.
Сначала машина просто изымается и размещается на специальной стоянке. При этом, сам автовладелец может быть оштрафован за бездействие в части произведения ее утилизации. И только по факту уплаты штрафа он сможет получить доступ к своей машине и забрать ее с места временного размещения.