Правильно выбрать моторное масло для автомобиля поможет вам информационный материал, который мы сегодня рассмотрим. Всем известно, что на срок эксплуатации как дизельного, так и бензинового силового агрегата значительно влияет качество моторного масла и бензина. Если учитывать, что топливо рядовой водитель заливает в бак, основываясь чаще всего на репутации автозаправочной станции, то с моторным маслом ссылаться на репутацию заправки не получится, так как масло реализуется в канистрах разных производителей.
Поэтому плановая замена моторного масла, особенно для водителей новичков – настоящее испытание. Дело даже не именно в замене масла, когда мы говорим о сливе отработанного масла из двигателя и заправке свежего масла, а именно в качественном выборе необходимой марки масла.
Рассмотрим, что необходимо знать о маслах для двигателя, как подбирать моторное масло, какая вязкость масла подходит для нового или старого мотора, нужно ли выбирать только широко известные масла и другие вопросы.
Как выбрать масло для двигателя
Сразу необходимо напомнить, что вовремя произведенная замена смазки двигателя и ее правильный выбор являются залогом стабильности функционирования, срока службы и надежности любого двигателя внутреннего сгорания.
Сегодня в торговой сети представлена широкая линейка марок моторных масел, что намного сложнее делает выбор масла не только для начинающих водителей, но и для шоферов с большим стажем. Этому нельзя удивляться, так как на витрине можно найти как бюджетные марки, имеющие низкую цену, так и дорогостоящие нефтепродукты разных зарубежных и отечественных нефтеперегонных заводов.
Рекламные материалы каждого предприятия дают гарантию надежной защиты мотора, предлагают различные уникальные параметры, выдающиеся качества. Естественно, что многие автовладельцы в таком разнообразии быстро теряются, упуская при этом важные моменты.
Вся дальнейшая подборка марки масла сводится к рекомендациям полуграмотных продавцов. Это не мешает продавцам помнить о своей коммерческой выгоде, не слишком помня о будущей судьбе двигателя. Становится ясно, что такое положение для большинства владельцев автомобилей неприемлемо. Если вы согласны с нашим утверждением, тогда следует разобраться во всем и провести небольшой курс по выбору моторных масел.
Типы моторных масел
Чтобы лучше понять все особенности этого вопроса, необходимо начать с основной составляющей любых масел.
Виды масляных основ:
- Минеральная основа.
- Полусинтетическая составляющая базовая основа.
- Гидрокрекинговый продукт основы.
- Синтетическая база.
Минеральное масло по-простому называют «минералкой», производят с помощью очистки и перегонки нефти. «Синтетика» - так называется по-простому синтетическое масло, производится на базе газового синтеза. «Полусинтетика» - масло, состоящее отчасти из «минералки» и «синтетики» в некоторых соотношениях.
Масло, полученное в результате гидрокрекинга нефти, как и «минералка», но с более сложной системой обработки, подобно по своей структуре синтетическому маслу, а не «минералке». Рассмотрим все виды моторных масел более подробно, их недостатки и достоинства.
Минеральные масла
Такой вид масел обычно называют нефтяным, их производят из нефти. Для производства минералки используются процессы очистки, выполняется дистилляция. Этот вид масла в свою очередь разделяется на ароматические, нафтеновые и парафиновые масла.
Их отличием является строение углеводородов в базе масла. Если рассматривать смазывающую способность масла для двигателя, значит для этого оптимально подходит парафиновая база, отличающаяся хорошими свойствами вязкости и температурными параметрами.
К этому можно добавить, что качество базы масла зависит от процентного состава серы, которая влияет на свойства окисления масла. Параметр содержания серы менее 1% означает, что эта база будет дольше стареть, двигатель и его детали будут меньше изнашиваться. Если серы более 1%, то требуется вспомогательная обработка масла, означающая повышенную стоимость базовой основы.
В результате рассмотрения получаем, что минеральные моторные масла имеют отличия от аналогичных масел в том, что имеют большой объем химических присадок, необходимых для создания стабильности параметров основы масла. При этом полезные свойства этой группы масел все равно теряются с большой скоростью.
Основным преимуществом «минералки» является то, что такие масла наиболее доступны по стоимости для рядового автолюбителя. Но необходимо учитывать, что эксплуатируя двигатель на таком масле, придется чаще производить его замену. Практика показывает, что этот вид моторных масел целесообразно использовать для моторов с небольшими нагрузками, работающих в обычных условиях.
Длительная работа двигателя вхолостую, плохое качество топлива, работа мотора на больших оборотах, сильная запыленность воздуха, частое срабатывание термостата из-за перегрева – все это способствует быстрому старению минерального масла в двигателе. Поэтому «минералка» чаще всего применяется в автомобилях старого образца: «классика», зарубежные карбюраторные автомобили. Это масло обладает намного большей вязкостью, позволяющей снизить риск возникновения течи сальников и прокладок, уменьшить потребление смазки, то есть, его сгорание.
Синтетические смазки
База масла из синтетических материалов получается путем сложного химического процесса большого количества химических соединений. Поэтому этот нефтепродукт обладает высокой стабильностью рабочих характеристик.
Вязкость синтетических масел небольшая, они лучше проходят по каналам системы смазки, снижают трение деталей и узлов двигателя. На высоких и средних нагрузках образуется прочная пленка, позволяющая обеспечить надежную защиту мотора, повысить мощность и уменьшить потребление горючего.
Хорошая текучесть масла на синтетической основе во время сильных морозов позволяет совершать легкие запуски двигателя в зимние холода. Высокая температура испарения дает возможность маслу быть стойким к высоким температурам.
Стабильные свойства и повышенный срок службы свидетельствуют о неизменности свойств масла, так как оно не окисляется. Благодаря таким особенностям «синтетика» имеет лучшие параметры, но стоит дороже. Синтетическое масло обычно применяется для спортивных автомобилей, а также в двигателях, работающих при высоких нагрузках, либо в регионах с резко континентальным климатом.
Полусинтетические и гидрокрекинговые масла
Эта группа масел стала компромиссным вариантом между дорогим синтетическим и дешевым минеральным маслом. Полусинтетика является продуктом, полученным соединением синтетической и минеральной базы. Этот способ дает возможность повысить рабочие параметры минерального масла, с сохранением доступной стоимости.
Гидрокрекинг является уникальным способом получения основы масла. Природная основа сопоставляется с искусственной синтетической базой в молекулярном виде. Гидрокрекинговое масло значительно отличается от минерального, и подобно синтетическому маслу по своим свойствам и параметрам.
Процесс осуществляет выравнивание углеводородов с помощью перегруппировки атомов. В итоге образуются изомеры. Основным достоинством гидрокрекингового масла является доступная стоимость и улучшенный ряд показателей. К недостатку гидрокрекинга можно отнести обратное протекание изомеризации. Это выражается в быстром старении масла, и ускоренной потере смазывающих свойств.
Перед выбором масла следует уточнять вид масляной основы в составе масла. Условия эксплуатации автомобиля также влияют на подбор масла. Стоимость масла сразу определяет его основу. Обычно дешевой основой является «минералка», затем по цене идет полусинтетическое масло, далее гидрокрекинг, и лидером по стоимости стало синтетическое масло.
Классификация
Применение масел на класс меньше, чем рекомендовано заводом изготовителем, приводит к неисправностям, большому износу двигателя. Но и высококлассные смазки часто бывают несовместимыми с определенным двигателем. Поэтому нужно следовать рекомендациям завода изготовителя мотора.
Классификация по SAE
Этот международный стандарт определяет показатель вязкости, которая является важной характеристикой смазки. От вязкости зависит его текучесть при пониженных температурах, что обуславливает легкий запуск в зимнее время. Также этот параметр показывает текучесть масла при повышенных температурах во время эксплуатации двигателя.
Масла разделяют на зимние, летние и всесезонные. Первое из них обозначается буквой «W» и числом перед ним. На канистрах зимнее масло обозначается 5W, 10W. Летнее масло обозначается просто числом, например, 20.
В настоящее время в продаже не встречаются зимние и летние масла, так как на рынке их вытеснили всесезонные масла. Это объясняется отсутствием необходимости менять масло по сезону. Маркировка всесезонного масла комбинируется из маркировки зимней и летней смазки: 5W-40.
Зимняя вязкость показывает, при каком морозе масло будет достаточно текучим. Масло 0W будет иметь хорошую текучесть при температуре -35 градусов. Летний индекс показывает, какая будет вязкость после нагревания масла до рабочей температуры.
Если автомобиль работает летом, с большими нагрузками, то лучше подойдут вязкие масла. Знающие водители берут в учет эти особенности, выбирают подходящие всесезонные смазки. Популярными стали марки 5W40 и 5W30. Можно также перед каждым сезоном сливать и заливать масло с летнего на зимнее.
Стандарты API и ACEA
АРI является американской классификацией, а АСЕА – это европейские производители масла. Они проверяют и тестируют эксплуатационные свойства масла, выдают ему документ.
Американская система сертификации наиболее лояльная. Европейское тестирование более строгое. Основной задачей является анализ параметров, и определение класса. Испытания производятся в моторах, на стендах. Специалисты проводят оценку противоизносных и промывающих свойств масел, их способность к защите двигателя от ржавчины, антиокислительные параметры и т. д.
Классификация по АРI
Это разделение моторных масел дает две категории S и С. Первая категория – нефтепродукты для бензиновых силовых агрегатов, С – для дизельных моторов. На упаковках возле этих символов имеется другая литера в виде латинской буквы. Она необходима для дополнительной маркировки качества. Чем ближе эта буква к началу алфавита, тем хуже масло.
Масло SА и SВ – для бензиновых моторов, но SА по качеству хуже, чем SВ. Для дизельных двигателей маркировка производится по аналогии. В настоящее время классы А и В уже не применяются, так как это низкокачественные масла.
Маркировка рядом с буквами может иметь цифры, означающие дату, эти обозначения говорят о годе изготовления моторов, для которых рекомендуется эта марка смазки. Универсальные виды можно заливать в оба типа двигателей. В классификации АРI еще имеется маркировка ЕС1, что означает энергосберегающее масло. Чем выше цифра, тем экономия топлива будет больше.
Классификация по АСЕА
Это разделение возникло еще в 1996 году. Основным отличием от предыдущей классификации является узкое определение использования смазки. Больше внимания уделяется свойствам против износа. Маркировка состоит из буквы А – для бензиновых моторов, относящихся к легковому транспорту, буквы В – для дизельных легковых автомобилей, Е – для дизельных грузовых машин.
Дополнительно имеется цифровая маркировка, чем выше цифра, тем качество выше. Вспомогательные цифры в обозначении указываются через дефис. Они обозначают год спецификации. В 2004 году появился еще один вид, обозначаемый «С». Это универсальное масло для любых двигателей.
При выборе необходимо смотреть на масляную базу, степень вязкости, на соответствие масла рекомендациям изготовителя двигателя.
Какую марку выбрать
При большом ассортименте различных смазок трудно выбрать определенного производителя. Существует много изготовителей качественных смазок, которые зарекомендовали себя с положительной стороны, и качество их нефтепродуктов не вызывает сомнений.
Если выбирать масло для мотора только по заводу изготовителю, то это не совсем правильно. Важнее будут временные промежутки замены масла с учетом качества топлива и условий работы автомобиля в определенных случаях.
Не будет никакой разницы в том, если применить в моторе масла одного вида, но различных фирм и заводов. Главное, чтобы этот продукт был оригинальным и высокого качества, подобран по сезону, степени вязкости и удовлетворял рекомендациям завода изготовителя автомобиля.
Советы по выбору
При подборе смазки для старых двигателей не нужно выбирать дорогую синтетику. При этом прокладки и сальники могут вскоре потечь, так как они не сочетаются с новыми смазками. В результате дорогое масло может принести только вред двигателю и станет причиной масляной утечки.
Если вы хотите увеличить густоту масла на силовом агрегате с большим и средним пробегом, то это вполне допустимо. Но для определения степени износа необходим большой опыт и квалификация.
Если в руководстве по автомобилю указана определенная марка масла, то лучше купить его у официального дилера, в противном случае автомобиль лишится гарантии. Если автомобиль не гарантийный, то можно залить другое масло с аналогичными параметрами с оригинальной маркой.
На автомобилях, эксплуатирующихся на газе, лучше применять более густое масло, так как при этом жидкое топливо уже не проникает в картер, и масло не так сильно загрязняется, а значит, медленнее теряет смазывающие качества. Это повышает интервалы замены масла.
При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях диапазон замены смазки следует уменьшать. Синтетику и гидрокрекинговое масло лучше заменять через 10 тысяч км пробега, а полусинтетику – через 7 тысяч км. Масло на минеральной основе меняется через 5 тысяч км.
Рекомендуется приобретать масло в проверенных торговых точках, а лучше всего у официального дилера, так как сегодня существует много поддельных масел, причем знаменитых заводов изготовителей как отечественных, так и зарубежных. Низкая цена указывает на сомнительное происхождение и качество смазки.