Когда страховщик возмещает ущерб потерпевшему владельцу автомобиля в ДТП меньше требуемой суммы для ремонта, то это несправедливо. Вряд ли кто-то с этим не согласен. Но страховая компания определяет размер выплаты на ремонт, учитывая износ автомобиля. Если данной суммы недостаточно, то потерпевший имеет право дополнительно потребовать деньги со страховой фирмы, либо непосредственно с виновника ДТП. Законно ли это? Почему это допускается, справедливы ли такие требования, узнаем из обзора.
Законно ли получение денег за износ машины с виновника ДТП
В большинстве случаев такие требования оказываются законными и справедливыми. После получения денег от страховой компании на ремонт автомобиля их может не хватить. Поэтому приходится предъявлять иски к виновникам дорожной аварии. Но почему деньги должен давать виновник, если закон предусматривает его ответственность в полисе ОСАГО?
Вопрос в том, что даже если ДТП оформлено путем европротокола, когда оба водителя согласны с суммой ущерба, то все равно потерпевший имеет право получить с виновника дополнительные деньги. Практика судов по взысканию денег за износ отличается. Но теоретически такие требования вполне справедливы, и нарушений закона нет. Европротокол является всего лишь документом, который описывает страховой случай в пределах полиса ОСАГО и ограниченной суммы средств. Автовладельцы оформляют только возмещение ущерба согласно правилам страхования.
Пострадавшая сторона не всегда сразу может определить все повреждения автомобиля и правильно сделать оценку деталей. Поэтому, когда оформляется европротокол, то виновнику нужно внимательно проверять, чтобы все повреждения были четко указаны в документе, а стоимость работ была справедливой.
Средств от страховой компании может быть недостаточно для восстановления машины. Расчет может оказаться неверным, да и закон не всегда позволяет оплачивать больше определенного размера.
Читайте также "Можно ли разъехаться, если ДТП не оформлено?"
Почему страховка не всегда покрывает ущерб
В самом начале появления закона о страховании гражданской ответственности водителей ущерб почти всегда возмещался страховыми фирмами полностью. У потерпевших никогда не было претензий. Но со временем законодательство изменялось, в том числе и Федеральный закон об ОСАГО. Появились методические рекомендации по расчету расходов на ремонт транспортных средств, разработан справочник с усредненными ценами на запасные части. В результате для водителей был создан документ, который обязателен для исполнения, но гражданская ответственность застрахована не полностью.
В каких случаях виновник должен доплачивать за ущерб, и почему полис ОСАГО возмещает только часть стоимости ремонта, можно узнать из Постановления Конституционного суда России 6-П от 10 марта 2017 года.
После обобщения данного Постановления можно сказать, что страховая компания возмещает ущерб виновника только на основаниях, которые указаны в Законе об ОСАГО. Если данных средств, которые определены по специальной методике, справочнику РСА и закону об ОСАГО не хватит на восстановление автомобиля, то доплачивать должен виновник. Это указано в Гражданском кодексе РФ.
В данном случае закон не обязывает потерпевшего искать запасные части б/у для ремонта машины, так как чаще всего восстановление производится путем установки новых деталей. Много недоработок в справочнике РСА, который содержит заниженные цены на детали. Поэтому и возникает разница, которую должен оплачивать виновник. Но существуют и другие проблемы.
Если страховая фирма осуществляет выплату компенсации на ремонт, то при этом учитывает износ деталей. Он определяется по пробегу автомобиля и его года выпуска. В Законе об ОСАГО указано наибольшая величина износа, которая не должна превышать 50%. Поэтому иногда виновник ДТП возмещает ущерб даже в большем размере, чем страховая компания.
Читайте также "Что делать если выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт автомобиля"
Что делать, если требуют деньги за износ
Порядок действий зависит прежде всего от того, кто и как вам сообщил о взыскании за износ.
- Если вы получили досудебную претензию, либо сообщили о ней по телефону о намерении взыскать ущерб за износ авто, то лучше поговорить с потерпевшим. У него можно попросить документы по экспертизе, посмотреть фотоснимки повреждений автомобиля. Это поможет разобраться в том, насколько обоснованы требования владельца автомобиля, использовать их на судебном заседании, если это потребуется.
- Если вы получили сразу приглашение в суд, не нужно отказываться от него. Лучше сразу попросить для ознакомления материалы дела, выяснить, какие требования предъявляются к вам, в каком размере.
Прежде всего нужно разобраться, справедливы ли исковые требования, как они рассчитаны, стоит ли оспаривать иск. Заранее нужно найти грамотного автоюриста, получить у него консультацию. Юрист должен хорошо разбираться в подобных случаях, знать все тонкости. В противном случае вы больше заплатите денег автоюристу, чем возместите ущерб потерпевшему.
Платить сразу или после суда
Для этого нужно знать размер требуемой суммы на адвокатов, чтобы сравнить ее с исковыми требованиями.
- Вначале определитесь с автоюристами. Их услуги стоят по-разному, в зависимости от региона. В среднем грамотный юрист может обойтись вам примерно в 20-30 тысяч рублей. Нельзя забывать и про услуги представителя истца. Владелец второго автомобиля наверняка также обратится к услугам адвоката. Поэтому, если вы проиграете в суде, то должны будете заплатить за него и судебные издержки. Если победа будет на вашей стороне, то обязанность возмещения ваших расходов лежит на истце.
- Доказательства тоже стоят денег. Истец, обращаясь в суд, будет обосновывать требования по ущербу, и наверняка предъявит результаты экспертизы. Чтобы вам оспорить ее, потребуется предъявить другую. Но, так как дело рассматривается в суде, то наверняка будет инициирована судебная экспертиза. Ее стоимость зависит от количества вопросов для эксперта, и может быть в пределах 20-40 тысяч рублей. Оплачивать ее должна сторона, ходатайствовавшая о проведении, а значит, платить придется вам.
- Судебные расходы также включают в себя стоимость экспертизы, которая проводилась истцом. Поэтому на нее тоже надо рассчитывать определенные средства.
В случае вашего выигрыша в суде, либо удовлетворении частичных требований, ваши расходы должен возместить истец полностью или только часть, согласно судебному решению. Случается, что потерпевшим отказывают, то происходит такое редко. Поэтому, если вам нужно заплатить немного денег, то лучше заключить мировое соглашение.
Потерпевший автовладелец старается быстрее отремонтировать свою машину, ему невыгодно участвовать в длительных судебных тяжбах, которые могут продолжаться несколько лет. Поэтому он наверняка согласится даже на меньшую сумму, но, чтобы она была выплачена сразу. Так можно учесть обоюдные интересы.
Можно ли не платить за износ
Иногда получается полностью избежать оплаты денег за износ деталей автомобиля, пострадавшего в ДТП, по ОСАГО. Но такое бывает редко.
Чаще всего суд может отказать истцу, если он не доказал свои требования, что ремонт автомобиля был произведен именно новыми запасными частями, не предъявил кассовые чеки на покупку деталей и услуг авторемонтной мастерской.
Другой причиной может быть вина страховой компании, которая мало заплатила, либо вместо денег должна была ремонтировать автомобиль. Рассмотрим этот вопрос более детально. Почему проблема решается только путем убеждения в суде, а не другими способами?
Вопрос в том, что потерпевший водитель автомобиля должен предъявить доказательства не фактических расходов на ремонт машины, а какой на деле получился ущерб. Конституционный суд указывал именно про фактический ущерб. Он означает стоимость восстановления поврежденного автомобиля до состояния, которое было до наступления дорожной аварии, то есть цена ремонта.
Судьи иногда смешивают понятия расходов и ущерба, поэтому решения часто бывают в пользу ответчиков. Однако, данное решение можно обжаловать путем подачи апелляционной жалобы.
Сложнее будет доказать, что виновата страховая компания. Тогда ее нужно привлекать к делу в качестве третьего лица, а также проводить дополнительную экспертизу, чтобы доказать, что денег на ремонт автомобиля потерпевшему не хватило. Также нужно выяснить, почему производилась оплата деньгами, так как сейчас по закону в первую очередь предлагается ремонт в автосервисе.
Хотя по этому вопросу в законодательстве для страховщика есть лазейка. В случае отсутствия у страховой фирмы соглашений с ремонтными мастерскими, которые соответствуют условиям по восстановлению автомобилей, она может выдать компенсацию в денежном выражении. Даже при наличии таких автосервисов, страховщику выгоднее не отправлять машину на ремонт, а заплатить деньгами. Это связано с тем, что автосервису придется платить больше, так как износ не учитывается, а потерпевшему меньше, ведь производится учет износа.
Другими словами, избежать оплаты компенсации за износ иногда можно, но не всегда это получается.
Для этого потребуется иметь 2 главных доказательства:
- Почему страховая фирма оплатила ущерб деньгами, а не направила автомобиль на ремонт. В случае заключения между страховщиком и потерпевшим водителем договора на выплату, в суде можно ссылаться на то, что потерпевший добровольно согласился на компенсацию с учетом износа.
- Также можно потребовать от потерпевшего доказательства о реальных расходах. В этом случае должны быть доказательства не только в отчете экспертизы, но и обоснование суммы фактических расходов. Это не всегда получается по закону, ведь Конституционный суд давал указание только на ущерб, но иногда такой способ действует.
Выберите один из указанных аргументов и постарайтесь им воспользоваться.
Читайте также "Отказ в выплате по европротоколу: порядок действий"
Деньги может потребовать страховая компания
Случаи, когда к виновнику дорожной аварии с требованиями компенсировать расходы обращаются страховые фирмы, также имеют место. Требования предъявляются в порядке суброгации или регресса.
Регрессные требования основываются на Законе об ОСАГО, который указывает разные случаи, когда виновник должен компенсировать ущерб, возмещенный страховой компанией. Например, если виноватая сторона скрылась с места ДТП, либо имело место алкогольное опьянение. Кроме того, регрессные требования будут предъявлены тем лицам, которые не были записаны в договоре страхования в качестве водителей, либо если полис ОСАГО был оформлен на определенное время, однако ДТП случилось позже или раньше.
Суброгация – это случай, когда компенсацию ущерба требует страховая компания потерпевшего, а не виноватой стороны. Это означает, что у потерпевшего имеется полис КАСКО. Заплатив за все расходы, страховщик также может потребовать оплату ущерба, но без учета износа, как будто требование предъявляет потерпевший.
В данном случае нужно разбираться, что именно восстанавливала страховая фирма по КАСКО, так как в стоимость могут включить детали, не поврежденные при ДТП. Но дело усугубляется тем, что у виновника может не оказаться в наличии фотоснимков поврежденного автомобиля и его деталей для более подробного оспаривания и проведения экспертизы.
Существует другой важный момент, о котором стоит помнить. Ущерб без износа, то есть, разницу между ценой ремонта по рыночной стоимости и по договору страхования нужно определять не по данным дилера, а по региональным средним оценкам. Это наиболее актуально для случаев, когда оформлено КАСКО, ведь во многих соглашениях компенсация ущерба производится путем ремонта автомобиля у официального дилера.
Практика судов
Сегодня стало намного больше судебных разбирательств, связанных с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Потерпевшие изучают свои права, оформляют исковые заявления, так как срок давности с момента ДТП составляет 3 года. Чаще всего суды идут навстречу истцам и удовлетворяют иски, ведь сегодня законодательство России это позволяет. Если первая инстанция суда может отказать в требовании взыскания суммы ущерба с виновника, то апелляционная жалоба, как правило, все решает в пользу истца.