Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП налагается лишь при фиксации самого факта аварии. В остальных случаях ответственность наступает крайне редко, поскольку нарушение довольно сложно зафиксировать. Однако в реальности по этой причине происходит немало аварий, поэтому с целью мотивации водителей к более скрупулезному следованию нормам ПДД, наказание в виде денежного взыскания все-таки имеет место.
Чтобы сориентироваться, когда именно на водителя может быть наложена административная ответственность, необходимо понимать, какое расстояние между транспортными средствами трактуется в ПДД как безопасная дистанция. Этот момент регулируется пунктами 10.1 и 9.10 свода правил для автомобилистов.
Смысл понятия «безопасное расстояние между авто»
Любой автолюбитель обязан понимать, что дорожная трасса – это место, где важно быть крайне внимательным, поскольку от этого зависит не только жизнь самого водителя, но пассажиров и иных участников передвижения. Соответственно владелец транспортного средства обязан наблюдать за исправностью технического состояния движимого имущества, а также скрупулезно следовать размещенным на дорогах указателям и в целом исполнять правила, предписанные сводом ПДД.
Одним из таких требований выступает соблюдение адекватного промежутка между автомобилями, передвигающимися по магистрали в одном направлении. Чаще всего говорят о дистанции между машиной и тем транспортным средством, что следует непосредственно перед ней.
Интересно, что многие водители полагают, будто этот момент не стоит принимать во внимание, поскольку считают соблюдение безопасного расстояния не столь значимым условием езды по дорогам. Однако на самом деле именно безответственное отношение к указанному вопросу и игнорирование рекомендаций ПДД приводит к аварийным случаям.
Положение 9.10 Правил Дорожного Движения поясняет, что безопасное расстояние между автотранспортными средствами подразумевает такой промежуток, который исключает вероятность столкновения с машиной, едущей впереди. Аналогичным образом определяется боковая дистанция между авто. Иными словами, допустимый интервал предполагает отсутствие угрозы автокатастрофы при каких-либо сопутствующих обстоятельствах, и любой водитель обязан этот интервал соблюдать.
Если говорить еще проще, дистанция должна позволить в случае необходимости вовремя притормозить либо совершить какой-либо маневр, позволяющий развернуться и уклониться от удара. Например, водитель авто, двигающегося впереди, по каким-то причинам вдруг резко тормозит, начинает вилять и вот здесь расстояние должно позволить автовладельцу, следующему за ним, исключить столкновение.
От чего зависит допустимый интервал между ТС
Законодательно точные критерии безопасной дистанции для движущегося автотранспорта не регламентированы. То есть конкретных цифр и метража ни в параграфах ПДД, ни в иных правовых актах не зафиксировано.
Автолюбитель самостоятельно определяет оптимальный промежуток между его собственной машиной и теми, что движутся впереди нее и по бокам. Обычно интервал выявляется с учетом таких факторов:
- качество дороги (ямы, мокрый асфальт, ухабы сыграют в сторону увеличения дистанции);
- плотность движения (в пробке интервал меньше, тогда как на широкой магистрали промежуток до другого авто должен быть больше);
- технические характеристики и в целом состояние ТС (для легковых авто допускается снижение дистанции, тогда как для крупногабаритного транспорта таковая увеличивается);
- изношенность резины – чем больше таковая, тем больше должен быть интервал между автомобилями.
Вдобавок важно обращать внимание на параметры и показатели впереди идущего ТС. Например, от лесовоза, груженого бревнами либо от большой фуры с прицепом рекомендовано держаться на увеличенном расстоянии.
Дополнительно стоит упомянуть пункт 10.1 (скорость передвижения), несколько более полно раскрывающий вопрос о дистанции, поскольку скорость ТС имеет к таковой непосредственное отношение. Параграф гласит, что вести машину необходимо, не превышая ограничения, установленные на конкретном отрезке пути.
При этом требуется учитывать:
- условия погоды, например, видимость;
- особенности автотранспортного средства;
- интенсивность движения на магистрали;
- свойства дорожного покрытия.
В любом случае скорость должна обеспечить автовладельцу возможность полностью контролировать перемещение своего авто и, если потребуется, суметь грамотно отреагировать и избежать столкновения при экстренном торможении впереди идущего ТС. При необходимости гражданину рекомендуется скинуть скорость либо вовсе остановить машину, однако действовать таким образом, чтобы не усугубить происходящее.
Из сказанного следует, что водитель должен самостоятельно предвидеть, как именно может развиться ситуация на дороге, и на основании наблюдения выбирать подходящую дистанцию в соответствии с каждым из указанных факторов. Первичным здесь должно быть желание минимизировать риск возникновения транспортной аварии.
Автовладельцы обязаны исключить излишнюю плотность движения – не прижимать авто друг к другу (минимальный боковой интервал составляет 50 см), устанавливать допустимую скорость передвижения, просчитывать маневренность, если в этом имеется необходимость.
Когда может быть вынесен штраф
Вообще несоблюдение безопасного расстояния между своим автотранспортным средством и идущим впереди не приравнивается к грубому нарушению. Это связано с тем, что четких значений для дистанции в законе не указано, поэтому доказать факт отступления от норм достаточно сложно. К тому же зафиксировать, допустим, слишком маленький интервал, крайне проблематично. Это связано с низкой скоростью кадрирования камер, размещенных на дорожных отрезках.
Однако в отдельных случаях денежное взыскание все же может быть наложено. Это касается ситуаций, когда при аварийном происшествии водитель, двигающийся за экстренно затормозившим авто, не смог избежать столкновения. Хотя при соблюдении безопасного интервала вполне мог бы это осуществить.
Еще один вариант – маленькая боковая дистанция, например, при выезде с парковки. В этом случае результатом станет хоть и небольшое, но все же ДТП, а нарушение также приравняется к несоблюдению допустимого интервала.
Среди прочих особенностей стоит выделить:
- Штрафное взыскание налагается только по факту столкновения. В большинстве случаев даже экстремальная близость авто друг к другу не выступает поводом к возникновению административной ответственности.
- Нарушение правил чаще всего приписывается водителю автомобиля, двигающегося позади.
- Несоблюдение безопасного интервала может быть зафиксировано только при движении транспортных средств. Иными словами, если человек въехал в припаркованную машину, это будет уже совсем другой вид нарушения.
На самом деле подобные ситуации фиксируются не так редко, как можно подумать. Чаще всего штрафы за нарушение адекватной дистанции выписываются за ДТП на перекрестках, пешеходных переходах, в момент пробок и на отрезках пути, где размещены светофоры.
Размер взыскания
В денежном эквиваленте штраф за несоблюдение оптимального промежутка между машинами устанавливается параграфом 12.15 Кодекса об административных нарушениях (КоАП). Часть 1 указанной статьи гласит, что нарушение правил размещения средства передвижения на проезжей части, встречном разъезде, на обочине пути влечет за собой административную ответственность в виде взыскания 1500 рублей.
Оплатить штраф можно в отделении банковского учреждения, на сайте ГИБДД, посредством терминалов, а также с карты либо путем списания средств с электронного кошелька.
Спорные ситуации
Существует ряд факторов, нередко фиксируемых при ДТП по причине нарушения дистанции и влекущих за собой спор, а в худшем случае конфликт.
Несогласие водителя, которому выписан штраф (то есть тому, кто ехал сзади) обычно проявляется в таких условиях:
- Тонированные стоп-сигналы, расположенные сзади на автомобиле, что едет впереди. В таких ситуациях штраф все равно выписывается автовладельцу второго транспортного средства. Несмотря на очевидность того факта, что человек был введен в заблуждение и не мог рассмотреть, что именно сигнализирует авто, следующее впереди него. Виновным признается водитель машины, едущей сзади. Для успокоения собственных нервов и торжества справедливости, можно выдвинуть требование привлечь соперника к ответственности за тонировку.
- Отсутствие символа «шипованная резина» на заднем стекле первого авто. В случае если внезапно затормозивший автомобиль не переобут и на нем нет оповещающего знака, это не признается правонарушением. Однако здесь можно сыграть в свою пользу и добиться снижения собственной суммы штрафа в 2 раза. То есть первоначальное взыскание в размере 1500 рублей поделится поровну между участниками транспортного происшествия.
В последнем случае потребуется инициировать разбирательство в судебной инстанции. Только соответствующее постановление позволит снизить сумму наложенного взыскания.
Штраф за несоблюдение допустимого промежутка между машинами, движущимися в одном направлении (по прямой либо рядом) составляет 1500 рублей. Однако административная ответственность и, как следствие, денежное взыскание налагаются только в случае зафиксированного факта ДТП и исключительно при движении авто. При этом виновным практически всегда признается водитель того автотранспортного средства, что следует за экстренно затормозившей машиной.