Что делать, если страховая компания требует возместить разницу по КАСКО и ОСАГО?

После ремонта по КАСКО страховая компания требует возместить ущерб по ОСАГО. Нужно ли платить? С таким вопросом часто сталкиваются виновники, успокоившиеся после ДТП, благодаря полной компенсации расходов пострадавшей стороны. Но стоит ли расслабляться?

Пример из жизни

Для понимания приведем реальный пример. Два водителя оказались в ДТП. Виновника радует, что под рукой у него имеется полис ОСАГО. Пострадавшая сторона идет к своему страховщику и покрывает расходы с помощью КАСКО. Виновная сторона удовлетворена, ведь машина отремонтирована, и второй участник не проявляет недовольства.

Через какой-то временной промежуток приходит письмо от компании с требованием возместить разницу денежных средств, выплаченных по КАСКО. Речь идет о суброгации — понятии, прописанном в ГК РФ (статье 965) и позволяющем страховщику требовать назад затраченные деньги.

Груз финансовой ответственности падает на виновника события. К примеру, после ДТП страховщик заплатил пострадавшему по КАСКО 700 000 рублей. Страховая компания вправе истребовать деньги с виновника. Но у того был полис ОСАГО, покрывший 400 000 рублей. В результате 300 000 рублей придется возвращать из своего кармана.

Что делать в такой ситуации

При анализе проблемы нужно учесть такие факторы:

  1. Срок исковой давности равен трем годам со дня аварии. Если страховщик обращается в суд по завершении этого периода, ему с большой вероятностью откажут. Но игнорировать претензию нельзя, ведь в таких обстоятельствах суд выносит решение в пользу страховщика. Если срок давности все-таки прошел, нужно информировать об этом суд до вынесения постановления.
  2. Разбирательство до подачи иска. На начальном этапе страховая компания пытается решить вопрос мирно и направляет виновнику ДТП претензию. В ней предлагается покрыть разницу между выплатами по КАСКО и ОСАГО. Письмо приходит не сразу, а где-то через два года, когда человек успел расслабиться. Здесь нужно проконсультироваться с юристом. Если бороться бессмысленно, лучше решить вопрос мирно, попросить о рассрочке и заплатить разницу. С помощью юриста можно договориться о списании части средств.
  3. Оформление претензии. Нужно обратить внимание на корректность составления претензионного документа. Часто страховщики ограничиваются небольшим листком с информацией о ДТП, поверхностном упоминании норм закона и указании на выплату разницы. Такой подход неправильный. Страховая компания должна передать полный пакет бумаг — акт осмотра машины с описанием повреждений и фото, чек о выплате средств, справки, свидетельствующие об аварии. Также прикладываются документы, подтверждающие права на суброгацию (ПТС авто, полис, заявление страхователя и другое).

По закону страховщик вправе требовать суброгацию после перечисления компенсации. Если виновник — водитель, исполняющий служебные обязанности, платить суброгацию он не должен. Это приходится делать работодателю.