Можно ли снять машину с учета, чтобы не платить транспортный налог — вопрос, который часто задают автовладельцы, желающие снизить расходы на автомобиль. Сделать это возможно, но при наличии соответствующих обстоятельств — в случае продажи, при вывозе ТС за пределы РФ, в случае угона или утилизации транспортного средства. Что говорит закон? Как снять машину с регистрации? Какие документы для этого необходимы? Эти и другие моменты рассмотрим ниже.
Что говорит закон?
В НК РФ (статье 362) указано, что основание для прекращения выплаты налога за авто — снятие ТС с регистрации или учета в ГИБДД. При этом месяц, в который произошли упомянутые события, учитывается в полном объеме. Но здесь возникает ряд противоречий.
К примеру, по Приказу МВД под номером 28, выпущенном в январе 2011-го, владельцам ТС разрешена продажа авто без снятия с учета путем оформления ДКП в письменном виде. В этом случае новый владелец приходит в ГИБДД по месту регистрации и подает заявление. Если он проигнорировал свое право и не пришел в упомянутый орган для перерегистрации авто, за ТС числится старый владелец. Это значит, что бремя выплаты транспортного налога лежит именно на нем.
При этом прошлый хозяин может снять авто с учета без привлечения нового собственника. Для этого нужно прийти в ГИБДД, оформить заявление с просьбой прекратить регистрацию, а также передать бумаги, подтверждающие факт проведения сделки. В течение 1 месяца регистрация должна быть прекращена.
С октября 2013-го действует новый административный регламент под номером 605. Если исходить из его условий, снимать авто с учета перед продажей не нужно. Это действие выполнятся одновременно с регистрацией машины новым собственником. При этом компании или обычные граждане не должны «привязываться» к какому-то конкретному отделению ГИБДД.
После оформления ДКП новый хозяин берет договор и ПТС, после чего ставит машину на учет. На это у него имеется 10 суток. Если транспортное средство не оформлено в указанный срок, продавец вправе лично приостанавливать регистрацию путем обращения в ГИБДД. Как отмечалось, здесь потребуется заявление и пакет документов. В этом случае транспортный налог начисляться не будет.
Какие документы необходимы?
Для снятия авто с учета потребуются следующие бумаги:
- Заявление. Этот документ оформляется по специальному образцу, который можно найти в органах ГИБДД.
- Паспорт хозяина ТС.
- Паспорт машины (ПТС).
- Свидетельство, подтверждающее регистрацию автомобиля.
- Квитанция (чек), свидетельствующий об оплате госпошлины (размер оплаты зависит от вида процедуры).
- ДКП. Договор необходим в случае, если снятие с учета производится по причине продажи ТС.
- Нотариальная доверенность (если процедура осуществляется не хозяином, а лицом с доверенностью на руках).
Правила оформления заявления
При составлении заявления важно учесть причину, по которой машина снимается с учета. В каждом конкретном случае имеет место индивидуальный подход. К примеру, при вывозе авто за территорию РФ нужно указать соответствующую причину. Аналогичный подход имеет место и в случае утилизации транспортного средства. Но здесь имеются нюансы. К примеру, если речь идет о полном уничтожении машины, то в получении свидетельств на освободившиеся узлы нет необходимости. Если речь идет о частичной утилизации, такие документы придется делать на разные элементы авто, к примеру, мотор, кузовную часть или шасси.
Если машина была продана, но в течение 10 суток не снята с регистрации, можно обратиться в ГИБДД и также подать заявку на утилизацию, отметив в ней потерю номеров и документации.
Как снять машину с учета — индивидуальные особенности
В зависимости от ситуации процесс снятия автомобиля с учета может различаться:
- При снятии с регистрации при утилизации ТС потребуется паспорт хозяина, ПТС и СТС. Также необходимо заявление владельца, чек о выплате госпошлины и номера автомобиля. С указными выше бумагами нужно идти в ГИБДД, работники которой выдают необходимую справку. Если речь идет о полной утилизации, разрешается снятие авто с учета без машины. В случае, когда часть узлов сохраняется, необходим их осмотр и проверка номерных знаков. Если ТС не способно перемещаться самостоятельно, эксперт выезжает на место его нахождения для осмотра и заполнения заключения. На базе указанных выше документов выдается выписка из реестра.
- Снятие с регистрации в случае угона. Если речь идет о хищении ТС, владелец должен пойти в полицию, написать заявление и убедиться в оформлении уголовного дела. Также необходимо подготовить следующие бумаги — удостоверение личности, заявление, ПТС и письмо из полиции.
- Снятие с учета после продажи. В 2018 году снятие и постановка на учет — задача покупателя. Если эта работа не выполнена новым владельцем, решать вопрос придется старому хозяину. Он направляется в ГИБДД и несет с собой заявление, паспорт, ДКП и чек о выплате госпошлины.
В случае успешного снятия машины с учета платить транспортный налог не нужно.