Можно ли сделать КАСКО задним числом при ДТП или угоне?

Добровольное страхование автомобиля – реальная возможность получить возмещение ущерба в определенных договором случаях. Но поскольку процедуру дешевой не назовешь, многие водители отказываются от услуг страховой компании. В итоге, все-таки начинают искать пути, как оформить полис КАСКО задним числом при ДТП или угоне.

Выгодно или не выгодно покупать КАСКО

Этот вид страховки оформляют те, кто не хочет иметь проблем. Наличие полиса – гарантия того, что СК заплатит за ремонт, даже если владелец авто окажется виновником аварии или сам повредит свою машину, компенсирует стоимость транспортного средства в случае его угона или полного уничтожения.

Страховым случаем является:

  • угон;
  • кража отдельных узлов и агрегатов автомобиля;
  • ДТП;
  • повреждения, вызванные стихийными бедствиями, попаданием посторонних предметов, противоправными действиями других лиц.

Добровольное страхование бывает полным (от всего) или неполным, например, от угона и ДТП.

Недостатком КАСКО является высокая цена услуг страховщиков, которая зависит от модели и марки авто и многих других факторов. Например, повышающим коэффициентом стоимости может быть возраст водителей до 21 года и после 65 лет. Эта категория по статистике чаще всего попадает в аварию. Имеют значение условия эксплуатации ТС, наличие и степень эффективности противоугонной системы.

Легально расходы на страхование можно снизить франшизой, возможностью оплачивать ремонт с учетом износа запчастей (скидка до 30%). Чтобы не слишком тратиться, оформляют сезонный полис, что обходится на 50% дешевле стандартных программ. Если делать КАСКО вместе с ОСАГО и ДСАГО, можно сэкономить 5-15%.

Стоит отметить, что с машинами старше 7 лет СК предпочитают не работать. Не слишком охотно страхуют дорогие спортивные авто и модели, находящиеся в списке наиболее угоняемых.  

Законно ли оформление полиса задним числом?

Статья 159 УК РФ квалифицирует такие действия, как мошенничество, а другая норма Кодекса (ст.327) гласит о том, что налицо – фальсификация документов с корыстными целями. Причем пострадать могут обе стороны – и страховщик, и страхователь. При этом размер ответственности зависит от способа совершения преступления:

  • обман или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом – штраф до 120 000 руб., арест или принудительные работы от 4 месяцев до 2 лет;
  • предварительный сговор группы лиц – до 300 000 руб., 1-5 лет заключения, исправработы 480 часов-2,5 лет;
  • для должностных лиц, злоупотребивших служебным положением – 100-500 тысяч руб., арест до 6 лет, условное наказание до 1,5 лет;
  • подделка бумаг – лишение свободы или исправработы от 6 месяцев до 2 лет.

Оформление КАСКО задним числом карается законом. Но факт мало выявить. Его еще нужно доказать. А сделать это достаточно сложно. По статистике в России за 2017 год аферисты заработали около 27 млрд. руб., хотя на практике эта сумма может быть в несколько раз больше.  

Мошеннические схемы

сделать КАСКО задним числом ​Желание оформить КАСКО возникает у владельцев авто, если машина попала в ДТП или было совершено ее хищение, а полиса либо нет, либо он просрочен, либо имеющаяся страховка не распространяется на конкретный случай.

В серьезных страховых компаниях, которые надолго зашли на рынок услуг, всегда есть собственная служба безопасности. Она отслеживает сомнительные сделки, пресекает недобросовестные действия сотрудников, тщательно проверяет свой штат. Оформить полис с нарушением там практически невозможно.

Но существует множество мелких СК и отдельных агентов, которые идеально отрабатывают различные мошеннические схемы. У них на руках подлинные или фальшивые бланки, а услуги предлагаются по заниженной цене.

Простейший вариант – уговорить брокера оформить КАСКО датой, предшествующей неприятному событию с машиной. Страховщик имеет несколько дней до подачи документов в страховую компанию и может выписать полис нужным числом. Однако, в случае выявления подлога, он может лишиться лицензии, получить срок и навсегда утратить доверие своих партнеров.  

Толчком к мошенничеству часто становится ситуация, когда СК не требует осмотра транспорта при страховании. Например, договор оформляется дистанционно, на основании информации и фото ТС, представленного владельцем. В этом случае страховщикам направляется недостоверная информация на уже угнанный или побывавший в ДТП автомобиль. А после подделки документов можно обращаться за компенсацией.   

Более сложная схема, когда задействована целая группа лиц с участием дорожной полиции, независимого эксперта. В результате сговора на пострадавшее в ДТП авто переставляют номера и VIN целой машины такой же марки, идентичной по цвету, и оформляют полис. Все фиксируется на фото, вносится в базу. Затем происходит обратный обмен номеров, регистрируется ДТП, что дает право водителю обратиться за получением страховых выплат. Сотрудник СК может добавить несуществующий ущерб и получить свои «комиссионные» за услугу. Такая же группа занимается фиктивными угонами для нелегального обогащения. 

Получение двойной страховки (по ОСАГО и КАСКО одновременно) – еще один распространенный вид мошенничества. После реального ДТП потерпевший оформляет страховку КАСКО задним числом (и даже в нескольких СК). Получив с виновного в аварии деньги по ОСАГО, он заявляет в свою компанию, что автомобиль поврежден третьими лицами. И еще раз получает денежную компенсацию.

Как выявляют мошенничество

Страховыми компаниями разработан специальный тест, который помогает с большой долей вероятности определить наличие аферы. Анализируя отдельные факты, им присваиваются баллы:

  • 5 – существенный материальный ущерб, несоизмеримый с обстоятельствами его причинения;
  • 5 - отдаленная местность и отсутствие свидетелей происшествия;
  • 4 – участие знакомых в ДТП;
  • 3 – короткий период между датой подписания договора страхования и наступлением события;
  • 3 – отсутствие оригиналов документов на машину при заключении договора;
  • 3 – неясные показания по обстоятельствам страхового случая;
  • 2 – несоответствие социального статуса автовладельца и стоимости его ТС;
  • 2 – отсутствие телесных повреждений при серьезной аварии;
  • 1 – пробег машины составляет свыше 70000 км;
  • 1 – управление автомобилем по доверенности.

Более 20 баллов указывает на мошенничество. Показатель 10-20 говорит о высокой вероятности аферы. Менее 10 – явных признаков преступного умысла нет.

Действенными методами проверки является снятие информации с ключей авто, установление даты и времени срабатывания подушек безопасности. Это позволяет определить реальность ДТП.

Пристальное внимание уделяется страховым случаям, связанным с крупными убытками, машинам, пригнанным из-за рубежа, сменившим нескольких владельцев, не имеющим оригинала ПТС. К проверке привлекается собственный отдел безопасности, независимые эксперты. По словам работников СК, к полиции обращаются только в критических ситуациях, так как это связано с репутацией компании. Зачастую с мелкими нарушителями проводится серьезная беседа, после которой незаконно полученные деньги возвращаются страховщикам, а мошенники попадают в «черный список».

Удастся ли сэкономить или заработать на незаконном оформлении КАСКО – вопрос спорный. А вот последствия от этого могут быть очень печальными.