Новые правила прохождения техосмотра с 1 марта 2021 года: какие изменения в законе?

С 1 марта 2021 года в России планировалось ввести новую систему проведения техосмотра транспортных средств. Новые правила должны были снизить коррупцию, исключить фиктивные осмотры транспорта и выезд неисправных автомобилей на дороги. Старая система изжила себя, ее заменяет новая реформа. Однако, Председателем Правительства РФ дата введения новых правил техосмотра отложена на более поздний период. Внесены соответствующие изменения в Постановление №440 от 3 апреля 2020 года.

Переходный период

На пунктах технического осмотра уже не ожидается никакого ажиотажа. Владельцы автомобилей, которые с 1 марта должны были проходить техосмотр по-новому, могут отложить его до 1 октября 2021 года. Это связано с тем, что большинство технических пунктов по осмотру транспорта пока не готовы к новым правилам. МВД России надеется, что к осени все будет в полной мере подготовлено и отлажено.

Новые правила техосмотра

Реформирование заставляет владельцев транспорта своевременно проводить технический осмотр. Кроме того, диагностическую карту нужно получать и для прицепов.

Другие требования техосмотра автомобилей:

  1. Автомобиль, прибывший на техосмотр, должен быть сфотографирован до и после осмотра. На снимках должны быть географические координаты. Сами изображения должны передаваться на сервер ЕАИСТО. Данную процедуру можно будет осуществить в любом регионе России, независимо от прописки водителя.
  2. Диагностическая карта должна быть заверена электронной подписью мастера, производившего техосмотр. Таким образом ответственность за качество техосмотра повышается.
  3. Для зарубежной поездки диагностическую карту можно отпечатать на бумаге, чтобы предъявить на таможне. В России достаточно показать инспектору ГИБДД электронный документ.
  4. Изменения конструкции автомобиля могут воспрепятствовать прохождению техосмотра, например, самовольная установка светодиодов в фары, наклейки на них «ресничек». По новому закону за это могут даже забрать автомобиль на штрафную стоянку.
  5. Повышение ответственности автовладельцев за нелегальное прохождение техосмотра. За фиктивную диагностическую карту полиция может забрать документы на машину. Если на автомобиль установлены агрегаты и узлы, не соответствующие его конструкции, то ТС могут изъять до устранения причин.
  6. Страховые компании будут более тщательно рассчитывать компенсации по ОСАГО, выявлять нарушения, чтобы выставлять иск виновнику дорожной аварии.

Надзор за операторами пунктов техосмотра теперь будет осуществлять Ространснадзор РФ. Ранее этим занимался Российский союз автостраховщиков.

Проблемы с базами ТО

Новые правила техосмотра смогут работать только после создания специального сайта ЕАИСТО МВД. Он нужен для сбора информации об автовладельцах и их транспортных средств. На его обновление выделено более 80 млн рублей. После начала работы портала выявлено множество неполадок. Отправка документации часто срывается из-за сбоев по технической части. Поэтому пункты ТО не смогли нормально работать.

Первые проблемы появились в центральных регионах России:

  1. Возникли сложности с аккредитацией.
  2. Не всегда возможна отправка изображений с места техосмотра.
  3. При формировании электронной ДК возникают сложности.

Не было проблем только при оформлении полисов ОСАГО у страховщиков.

Фиктивные операторы

Пункты ТО, которые продают ДК по Интернету, пока продолжают свою работу. Некоторые из них повысили цены на услуги, а другие – нет, но фотографии никто не требует. Удивительно то, что их поддельные диагностические карты по-прежнему заносятся в базу данных. Неясно, каким образом фиктивные операторы обходят новые требования закона.

Разработчики программного обеспечения утверждают, что скоро нелегальные пункты ТО остановят свою работу. Именно их действия провоцируют сбой в функционировании сайта ЕАИСТО. Обновленные правила затрудняют вход в базу данных МВД. Она теперь имеет более серьезную защиту, для входа нужно указывать дополнительные данные.

Ответственность

Как и раньше, автовладельцы должны получать диагностическую карту, без которой невозможно будет оформить договор ОСАГО. Ранее за отсутствие страховки применялся штраф 800 рублей. Согласно изменениям в законодательстве, штрафные санкции повышаются до 2000 рублей. Также, видеокамеры на дорогах будут обнаруживать номера ТС и проверять по базе. Штраф будет поступать ежедневно до устранения нарушения.

По новым правилам операторы техосмотров, которые выдают диагностическую карту, не осматривая ТС, будут наказываться в административном порядке. За это их могут оштрафовать на 10 000 рублей и лишить лицензии на проведение ТО. Если фиктивные данные будут заноситься в базу МВД умышленно, то наказание будет уголовным в виде принудительных работ до 4 лет. При сговоре виновных могут лишить свободы.

Сколько платить по-новому

Стоимость техосмотра должна определяться самим оператором – организацией, которая наделена правом проведения данной процедуры. Однако, расчет цены будет контролироваться антимонопольным комитетом. Для разных категорий транспорта методика расчета цены техосмотра утверждена.

Старая стоимость уже не действительна, а новая зависит от следующих факторов:

  1. Категория автомобиля или другого транспортного средства.
  2. Модель и год выпуска ТС.
  3. Регион технического осмотра автомобиля.

В общем серьезного увеличения стоимости не ожидается. По крайней мере, так заявляют авторы обновленной методики, но многие в это не верят.

Многие скептики говорят, что рынок фиктивного техосмотра автомобилей не готов упустить свою выгоду, и новая мошенническая схема заработка больших денег будет быстро придумана и начнет работать. В этом случае водитель наверняка окажется в нежелательной ситуации. Его может остановить инспектор ГИБДД и забрать документы на машину, выставив условие о прохождении легального техосмотра. Страховые фирмы будут выставлять регрессные иски и взыскивать с водителей ущерб в случае их вины в ДТП.