Использование машины в зимний период характеризуется повышенной нагрузкой на ключевые ее узлы и механизмы. Они должны быть необходимым образом подготовлены перед началом эксплуатации в холодное время года. Рассмотрим то, какие основные действия автовладельца могут составлять такую подготовку.
Работа с шинами
Подготовка автомобиля к зиме может быть начата с наиболее эксплуатируемого элемента любого транспортного средства — шин. Необходимо произвести:
Это нужно сделать не «впритык» к холодам, первому снегу и наледи, а заблаговременно. Основной критерий здесь (условимся рассматривать его применительно к климатическим особенностям Средней полосы) — устойчивое, наблюдаемое в течение недели и больше, снижение температуры воздуха до 5 градусов и ниже. Это означает, что заморозки могут проявить себя в любой момент, и автомобиль должен быть как можно скорее «переобут».
Шины следует менять на всех 4-х колесах. Рисунок протектора должен иметь высоту, достаточную с точки зрения обеспечения устойчивой езды на местных дорогах (которые могут значительно различаться по характеристикам поверхности в зимний период даже в соседних регионах). Также следует оценить необходимость применения шипованной резины.
Как правило, в большинстве крупных российских городов вполне применимы специализированные нешипованные шины. Но если автомобиль часто используется для загородных поездок, то шины с шипами будут желательны. Важно произвести их обкатку на средних скоростях в рамках городского цикла перед регулярной эксплуатацией в поездках между населенными пунктами.
- Измерение давления в шинах.
Отметим, что данное действие следует рассматривать не столько как часть подготовки машины к зиме, но как одну из регулярных процедур. Давление следует проверить сразу после установки зимней резины. Затем — повторить проверку через неделю и далее проверять давление еженедельно.
Подготовка аккумулятора
Аккумулятор — то, без чего машина не может завестись и нормально функционировать. Риски в появлении сбоев в работе батареи в зимний период, как правило, намного выше, чем в теплое время года. Поэтому, своевременно подготовить к холодам аккумулятор — важнейшая задача автолюбителя.
Чтобы подготовить автомобиль к зиме в части обеспечения стабильной работы аккумулятора, необходимо:
- проверить емкость батареи, при необходимости подзарядить ее;
- измерить плотность электролита, при необходимости — добавить дистиллированной воды (рекомендуется делать это, если плотность электролита опускается ниже 1,28 грамм на куб. сантиметр).
Если есть сомнения в стабильности работы батареи (слишком быстро теряет заряд при отключенном генераторе или слишком медленно заряжается), то лучше заменить ее перед наступлением холодов.
Замена масла
Следующий аспект подготовки машины к зиме затрагивает другой ключевой механизм автомобиля — двигатель. Его работоспособность гарантируется при условии применения подходящего масла.
В зимний период масло должно иметь вязкость порядка 10W-5W и соответствовать требованиям, которые установлены к эксплуатационным жидкостям заводом-изготовителем автомобиля. Он же, как правило, определяет рекомендуемые интервалы для замены масла в двигателе — в том числе и с учетом эксплуатации машины в зимний период.
Поменяв масло, нужно также заменить и масляный фильтр.
Работа с охлаждением
Перегрев двигателя автомобиля возможен даже в самые сильные морозы, и потому важно, чтобы к наступлению холодов в машине была проверена на предмет работоспособности система охлаждения.
Ключевой ее эксплуатационный компонент — специальная жидкость, антифриз. Перед началом зимы необходимо убедиться, что:
- срок эксплуатации жидкости не истек (в зависимости от конкретной ее марки данный срок может варьироваться от 2 до 5 лет — следует уточнять данные у производителя);
- жидкость соответствует установленным требованиям по плотности (важно, чтобы она находилась в интервале 1,065-1085 грамм на куб. см).
Антифриз, не удовлетворяющий указанным критериям, следует заменить. При этом, перед тем, как залить в систему охлаждения новую жидкость, ее необходимо промыть.
Читайте также "Как выбрать охлаждающую жидкость для авто?"
Прочее
К числу прочих полезных (скажем больше — крайне желательных) при подготовке машины к зиме действий относятся:
- Замена воды в омывателе на «незамерзайку».
При этом, сразу после залива «незамерзайку» следует как следует прогнать по эксплуатируемым механизмам — так, чтобы обычная вода «вытеснилась» наружу. Крайне желательно использовать ту жидкость, которая рекомендована производителем автомобиля.
- Нанесение на уплотнители дверей незамерзающей смазки.
Несмотря на то, что вероятность замерзания уплотнителей, которые чаще всего изготавливаются из резины, невелика — она, тем не менее, есть. И если подобная проблема появляется, то она крайне неприятна на практике. Двери могут замерзнуть настолько, что их будет попросту невозможно открыть.
Поэтому, в рамках подготовки автомобиля к зиме рекомендуется нанести на уплотнители специальную смазку из силикона (а затем — повторять процедуру примерно 2 раза в месяц в течение зимнего периода).
- Диагностика систем обогрева стекла, сидений, зеркал.
Данные системы водитель может совсем не использовать в теплое время года, но зимой без них сложно. Важно заблаговременно удостовериться в их работоспособности.
- Диагностика системы освещения.
Российская зима — время с небольшой продолжительностью светового дня, поэтому возникновение каких-либо проблем с работой автомобильных фар в зимний период недопустимо. Нужно заранее проверить, все ли с ними в порядке.
- Установка силиконовых щеток на дворники.
Они характеризуются тем, что крайне редко примерзают к стеклу.
- Обработка замков (на дверях, на багажнике) литолом или аналогичной по назначению жидкостью для замещения влаги (например, веществом WD-40).
Это позволит избежать проблем с замерзанием замков.
- Закрепление знака «шипы» на заднем стекле автомобиля — в случае установки шипованной резины.
Это юридическое требование, и в случае его невыполнения возможен штраф в 500 рублей в соответствии со ст. 12.5 КоАП РФ.