Как правильно выбрать масло для двигателя на зиму?

Правильно выбрать масло для двигателя на зиму становится актуальной задачей с приходом холодов. С одной стороны это кажется простым вопросом, однако существуют некоторые особенности выбора. Если заливать масло без разбора или слушать соседские сплетни, то двигателю автомобиля может быть причинен серьезный вред. Чтобы этого не произошло, необходимо разобраться в этом вопросе.

Необходимость замены масла перед зимой

При отрицательных температурах мотор автомобиля наиболее чувствителен к качеству масла. Чем жиже масло во время зимних запусков, тем лучше, так как в зимний период наблюдается своеобразное голодание двигателя по маслу. Это объясняется тем, что при запуске масло необходимо прокачивать по масляным каналам. И чем скорее начнется прокачка после запуска, тем лучше для двигателя. Двигатель некоторое время работает на сухую, то есть, без масла. А когда металлические поверхности внутри двигателя трутся друг о друга, происходит интенсивный износ деталей.

Чем гуще масло для двигателя, тем труднее ему растекаться по разным деталям. Также повышается нагрузка на батарею аккумуляторов. Неспроста многие неисправности аккумуляторов приходятся на зимний период. Батарея может терять свою емкость до 40% в сильные холода, а густое масло создает для нее дополнительную нагрузку.

Для борьбы с этим явлением используют качественную всесезонную или зимнюю смазку, которая обладает более стабильными свойствами при пониженных температурах. Поэтому профессионалы рекомендуют производить замену масла до сильных морозов. Даже если по сервисной книжке масло можно еще не менять, то перед зимой стоит это сделать, это не будет нарушением технического обслуживания. Особенно, если в двигателе находится летнее масло.

Вязкость масла

Вязкость масла

Основным параметром моторного масла является его вязкость, определяющая наибольшие допустимые показатели температур, при которых масло сохраняет свои рабочие характеристики. Если автомобиль используется не в такси, в районах с теплым климатом, то можно заливать любое всесезонное масло, и не следить за его вязкостью.

Но, если автомобиль эксплуатируется в районе с резко континентальным климатом, то вязкость моторного масла, как параметр, выходит на первое место. Если давать определение вязкости масла, то это его способность образовывать масляную пленку в местах касания деталей двигателя. Толщина масляной пленки напрямую зависит от величины вязкости. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка.

Требования к вязкости масла

  1. Вязкость не должна быть очень большой, так как толщина масляной пленки будет очень высокой, и мотору будет труднее функционировать, в результате возникнет повышенное потребление топлива.
  2. Вязкость не должна быть пониженной, так как слой масляной пленки станет слишком тонким, в результате трение деталей двигателя будет повышенным, что приведет к снижению его срока службы.

Параметр вязкости масла должен соответствовать условиям эксплуатации. Оптимальный показатель вязкости для каждого двигателя необходимо рассматривать индивидуально, с учетом особенностей эксплуатации, климатических условий, степени износа и других параметров.

Индекс вязкости

Важным и интересным параметром эксплуатационных свойств масла является его индекс вязкости. Рассмотрим его более подробно.

Когда мотор автомобиля работает, его температура увеличена, поэтому вязкость масла снижается, и оно становится более жидким. Индекс вязкости определяет, как быстро разжижается масло при увеличении температуры. Отсюда получаем некоторую зависимость:

  • Чем меньше индекс вязкости, тем масло быстрее становится жидким, масляная пленка тоньше, повышается износ двигателя.
  • Чем больше индекс вязкости, тем масло медленнее разжижается, смазка деталей улучшается.

В определенном смысле индекс вязкости является свойством, определяющим стабильность масла при изменении его температуры, особенно до экстремальной величины. При подборе зимнего масла для двигателя более высокий индекс вязкости обеспечит лучший запуск двигателя в мороз.

Изготовители моторного масла обычно не указывают индекс вязкости на упаковках. Поэтому представляем его величину для разных видов масла:

  1. Минеральное масло – 110-135.
  2. Полусинтетика – 130-150.
  3. Синтетика – 140-170.

У минерального масла индекс вязкости наименьший. Если автомобиль с залитым минеральным маслом простоит всю ночь на морозе, то утром запустить двигатель вряд ли получится.

Наибольшая величина индекса вязкости у синтетического масла, но его рекомендуется применять только на новых двигателях. Если двигатель имеет большой износ, то лучше использовать полусинтетику, а в некоторых случаях даже минералка окажется лучше дорогостоящего масла.

Классификация масла

Обычно масло реализуется в пластиковых канистрах. Каждая упаковка моторного масла имеет маркировку по вязкости, например, 15w40, 0w30 и другие. Рассмотрим, что означает маркировка, и как ее расшифровать, чтобы понять, какое надо заливать масло в мотор.

Классификация масла

Существует разделение моторного масла на три вида:

  1. Зимнее. Это более текучие масла, обеспечивающие легкий запуск двигателя в мороз. В маркировке масла имеется буква «»: 10, 20 и т. д. Чтобы определить допустимую температуру эксплуатации, необходимо от первого числа отнять 35. В летний зной зимнее масло не сможет обеспечить масляную пленку и необходимое давление в системе смазки, так как текучесть при высокой температуре значительно повысится.
  2. Летнее. Используется при среднесуточной температуре не менее ноля градусов, так как его кинематическая вязкость повышенная, и в летнее время его текучесть не превышала необходимой величины для качественной смазки деталей мотора. При отрицательных температурах запуск двигателя при повышенной вязкости невозможен. Летнее масло обозначается без букв: 30, 40 и т. д. Чем выше число, тем больше вязкость. Густота масла измеряется в сантистоксах при температуре 100 градусов. Марка 30 означает о допустимой густоте около 9 сантистокс при 100 градусах.
  3. Всесезонное. Необходимо отметить, что всесезонные масла в последнее время преобладают в использовании над зимними и летними маслами. Это связано с независимостью времени замены масла от погодных условий и времени года. К тому же, всесезонные масла способны обеспечить стабильную эксплуатацию автомобиля при любых условиях. Это масло обозначается следующим образом: 10w30.

Каждый владелец автомобиля должен знать, как расшифровать обозначение масла на канистре, так как от этого зависит стабильность и долговечность эксплуатации двигателя и автомобиля в целом. К маслу предъявляются серьезные требования, так как оно работает в широком интервале температур и под действием повышенного давления.

Существует несколько международных стандартов, упрощающих и упорядочивающих  выбор масла для определенного типа двигателя. В мире имеются следующие стандартные классификации: SAE, API, ГОСТ, АСЕА и другие. Каждая марка масла имеет свою долю реализации на рынке, историю использования. Чаще всего применяется несколько стандартов классификации – ГОСТ, АСЕА, SAE.

Основными классами масел являются дизельные и бензиновые масла. Хотя существуют универсальные составы. Информация по назначению масла обозначается обычно на упаковке. Любой химический состав имеет основу – минеральное масло. Остальной объем составляют различные присадки. Базой масла являются масляные фракции, полученные при перегонке нефти, либо синтезированные искусственным путем.

На канистре обычно указывают:

  • Класс вязкости по стандарту .
  • Допуски изготовителей.
  • Дата выпуска и номер партии.
  • Маркировка по или АСЕА.
  • Штрих код.
  • Специальные категории.
  • Псевдо маркировка для рекламного хода, например, (полусинтетика) и т. д.

Для оказания помощи в приобретении моторного масла на рисунке изображена основная маркировка, обозначающаяся на упаковках.

маркировка моторного масла

Рекомендации по выбору

Для определения марки масла для заливки его в двигатель перед зимой, следует учесть определенные факторы:

  • Условия эксплуатации автомобиля.
  • Пробег автомобиля.
  • Рекомендации завода изготовителя.
  • Индивидуальные особенности и манера вождения водителя.
  • Маркировка масла и допуски.

Чтобы не заходить в большие сложности технических параметров масла, можно пользоваться способом подбора по марке автомобиля.

Рекомендации завода изготовителя

Каждый двигатель имеет свои особенности и отличия от других марок. Все двигатели отличаются условиями работы и устройством. Для начала следует ознакомиться с рекомендациями завода изготовителя, который указывает в технической документации рекомендуемые марки масел.

Если, например, рекомендуется масло 5w40, а вы зальете 10w40, то масляному насосу будет труднее перекачивать масло при отрицательной температуре. Если залить масло 0w40, то двигатель будет работать на износ, очень жидкое масло не сможет качественно смазать детали двигателя.

Состояние и пробег двигателя

Состояние и пробег двигателя​Обычно, если ваша машина после приобретения проехала 70 тысяч км, то целесообразно заливать вместо синтетического масла полусинтетику, чтобы повысить эксплуатационные параметры двигателя. Поэтому учет состояния износа мотора является важным фактором при выборе масла.

При возрастании пробега, у мотора меняются требования к вязкости масла. Целесообразно использовать более густой состав. В двигатели с сильным износом также лучше заливать масло гуще, так как при больших зазорах в двигателе масло будет быстро стекать и удалять масляную пленку.

Однако, очень густое масло не позволит двигателю нормально работать в морозы. Поэтому оптимальный состав моторного масла – это компромиссное решение. Профессионалы советуют следующее:

  • Если пробег автомобиля более 100000 км, то лучше применять всесезонное масло 5w40, в зимний период – 10w30.
  • Если пробег выше 250000 км, то применять масло 5w50, а зимой 10w40.

Однако при повышенном пробеге мотор может находиться в отличном состоянии, так же, как и может иметь плохое состояние при небольшом пробеге. Поэтому пробег и износ двигателя необходимо рассматривать индивидуально для каждого двигателя.

Допуски и стандарты АСЕА, API

Чтобы определить марку масла, достаточно проверить его допуск. Если масло имеет соответствующий допуск, то для данного автомобиля его можно использовать. Допуском называется особая маркировка на упаковке масла, которая обозначает, что масло сертифицировано производителем автомобиля и может применяться для данных двигателей.

Стандарты АСЕА и API определяют совместимость двигателя с маркой масла. По американскому стандарту API:

  • «С» - для дизельного мотора.
  • «S» - для бензинового мотора.
  • «S/С» - универсальное масло, применяемое для любого двигателя.

Обозначение масла SL / CI – 4 означает, что это масло универсальное, и подходит для бензиновых и дизельных двигателей. Вторые буквы на обозначении определяют качественные показатели масла. Чем буква ближе к концу алфавита, тем позднее сертифицировано масло, соответственно оно более качественное.

Европейский стандарт АСЕА по обозначению аналогичен предыдущему стандарту, с отличием обозначений букв:

  • «А» - масло для бензиновых моторов.
  • «В» - масло для дизельных двигателей.
  • «Е» - масло для силовых агрегатов грузовых машин.
  • «С» - универсальный состав масла, применяемый для любых двигателей.

В этой маркировке вторая буква заменена цифрой. Чем больше эта цифра, тем более качественное масло. Если обозначение В5 – 2005, то это означает, что масло предназначено для легковых дизельных автомобилей, сертифицированное в 2005 году.

В результате становится ясно, что на зиму лучше заливать более жидкое масло. Оно не допустит масляного голодания при пуске в мороз и создаст проблем при использовании в зимнее время. При этом необходимо учесть и другие факторы, так как общая эксплуатация автомобиля в целом также зависит от правильного выбора масла.