Размер транспортного налога на машину в 2024 году зависит от критериев, указанных в НК РФ – мощности двигателя ТС, выраженного в лошадиных силах, года выпуска автомашины, экологического класса и т.д. При этом отдельные показатели, влияющие на сумму налоговых платежей , могут устанавливаться на региональном уровне.
В этой статье разберем, как устанавливаются базовые и конкретные ставки по транспортному налогу, и какими полномочиями обладают органы власти по их изменению.
Общие правила налогообложения
Транспортный налог отнесен к компетенции региональных властей. Это означает, что субъекты РФ не только могут изменять отдельные показатели для расчета платежей, но и вовсе отменять налог на своей территории. Выделим общие правила, которые нужно учитывать автовладельцам при оплате налога на автотранспорт:
- налоговые обязательства возникают только для собственников автомашин и иных транспортных средств, поименованных в законе – владение машиной по доверенности или по договору аренды не порождает таких обязательств;
- на федеральном уровне определены объекты налогообложения, основные параметры для расчета платежей, отдельные категории льгот, базовые ставки;
- регионы вправе устанавливать правила предоставления льгот по налогу, а также конкретные ставки платежей, однако с отклонением от федеральных стандартов не более чем в 10 раз.
Таким образом, собственникам автомашин придется учитывать базовые нормы НК РФ, а также специальные правила региональных актов.
В Налоговом кодексе РФ определены следующие базовые критерии, влияющие на размер платежей:
- транспортный налог зависит от лошадиных сил, т.е. от мощности двигателя – этот показатель определяется по технической и регистрационной документации на автомашину;
- размер платежей зависит от года выпуска, если такое положение будет указано в региональных нормативных актах – год выпуска также определяется по технической документации производителя и свидетельству о регистрации ТС;
- регионам предоставлено право вводить понижающие и повышающие коэффициенты, в зависимости от экологического класса автомашины – этот критерий носит стимулирующий характер, а его применение пока не получило широкого распространения в субъектах РФ.
На размер платежа, либо на полное освобождение от налога, будет влиять и статус собственника, а также категория ТС. Например, регионы могут снижать размер транспортного налога для отдельных категорий граждан, либо предусматривать частичное освобождение от платежей. Кроме того, в НК РФ предусмотрена льгота по налогу на автомашины, предназначенные для эксплуатации инвалидами, либо выделенные по линии соцзащиты. Если такой статус транспорта будет подтвержден собственником, ему не придется оплачивать налог.
Расчет транспортного налога и направление собственникам квитанций входит в компетенцию налоговой службы. Поэтому гражданам не придется ежегодно представлять техническую и регистрационную документацию в ИФНС. Это потребуется только в случае, если в базы данных ГИБДД и ИФНС были внесены неверные показатели мощности и года выпуска автотранспорта.
Рассмотрим особенности применения отдельных показателей при расчете транспортного налога в 2024 году.
Как происходит начисление налога
Большинство показателей, влияющих на размер платежей, собственник может узнать самостоятельно, путем изучения технической и регистрационной документации на свой автомобиль. Прежде всего, при постановке автомашины на учет в базе данных ГИБДД фиксирует год выпуска и показатель мощности двигателя. Эти сведения производитель обязан указать в паспорте технического средства, либо в ином документе. Однако для некоторых моделей такой показатель может отсутствовать, особенно если срок изготовления и производитель транспорта неизвестен.
Налоговый орган самостоятельно использует сведения о критериях автомобиля для начисления ежегодных платежей. Происходит это следующим образом:
- при постановке машины на учет, и регистрации каждой последующей сделки, актуализируется база данных ГИБДД;
- аналогичным образом обновляются данные, если собственник вносит изменения в технические характеристики машины (например, если устанавливается более мощный двигатель, новый показатель лошадиных сил будет внесен в свидетельство о регистрации и ПТС после представления технического заключения эксперта);
- информация из базы данных ГИБДД доступна налоговым службам для начисления ежегодных платежей – если сведения о машине будут не соответствовать действительности, собственник должен обратиться не только в ИФНС, но и в территориальный отдел ГИБДД.
Показатели лошадиных сил (мощности) и года выпуска автомашины будут иметь значение не только для определения суммы налога. Региональные власти имеют право вводить льготы, которые могут быть привязаны к характеристикам автомашины.
Как правило, льготное налогообложение связано со следующими факторами:
- полное или частичное освобождение от транспортного налога будет распространяться только на одну единицу транспорта – если у льготника в собственности есть две и более машины, он вправе выбрать оптимальный вариант для расчета налога;
- льгота может быть ограничена предельной мощностью автомашины – например, ветеран боевых действий может претендовать на освобождение от транспортного налога, если мощность его машины не превысит 150 л.с.;
- аналогичным образом, льгота может быть предоставлена только автомобилям, чей срок эксплуатации превысил определенный предел – например, для пенсионеров Санкт-Петербурга предусмотрено полное освобождение от налога на машину отечественного производства, выпущенную до 1991 года.
Состав критериев, влияющих на расчет налоговых обязательств по транспорту, может меняться практически ежегодно. Например, общепринятым и базовым показателем является только мощность автомашины, выраженная в лошадиных силах. Этот критерий легко устанавливается из технической и регистрационной документации, и подлежит изменению в редких случаях. Фактор года выпуска не столь важен для расчета налога, особенно для автомашин иностранного производства. Поэтому региональные власти могут гибко варьировать налоговую нагрузку на граждан, увеличивая или уменьшая налогооблагаемые показатели мощности и года выпуска транспорта.
Таким образом, при расчете налоговых обязательств основными критериями признаются мощность автомашины, исчисленная в лошадиных силах, год выпуска (по данным производителя и ПТС), а в ряде случае и критерий экологического класса. Все указанные показатели будут получены в автоматическом режиме из базы данных ГИБДД, поэтому представлять техническую документацию в налоговый орган не требуется.
Нюансы расчета транспортного налога
При обработке данных о технических характеристиках автомашины могут возникать ошибки, которые приведут к возникновению обязанности уплачивать налог, либо к завышению суммы ежегодного платежа. Например, если порог освобождения от уплаты налога определен в 120 л.с., превышение технической мощности в базе данных даже на 1 л.с. приведет к возникновению обязанности перечислять средства в бюджет.
Выявить ошибку можно заблаговременно, обратившись в ИФНС, либо при получении квитанции из налоговой службы. Определить правильность начисления, в том числе по законодательным критериям мощности и года выпуска, можно следующими способами:
- из содержания квитанции, которую налоговый орган обязан ежегодно рассылать собственникам;
- из информации в Личном кабинете налогоплательщика, если собственник машины зарегистрировался в этом сервисе;
- путем запроса в ИФНС или ГИБДД – по каждому письменному обращению граждан налоговая служба обязана представить подробное обоснование начислений.
При выявлении ошибок необходимо незамедлительно обратиться в территориальный отдел ГИБДД, а также в налоговый орган. Нужно учитывать, что оплатив транспортный налог, рассчитанный по неверным техническим критериям, вернуть переплату крайне сложно. Для этого предстоит внести изменения в базу данных ГИБДД, после чего подать заявление в налоговый орган по месту жительства. Даже в этом случае можно получить отказ, который придется обжаловать через суд.
Если в региональное законодательство внесены изменения, уточняющие порядок применения отдельных критериев, они вступят в силу только со следующего календарного года. Каждый нормативный акт, меняющий правила налогообложения, должен быть обнародован в СМИ или на официальном портале субъекта РФ. Если изменения направлены на снижение налоговых обязательств, в том числе снижение порога мощности для применения льгот, они могут вступать в силу в течение текущего года.