Неустойка по выплате ОСАГО – действенная мера против неправомерных действий страховых компаний. Чаще всего заключается она в задержке положенных выплат или отказе в них в принципе. И если владелец полиса может грамотно выстроить дальнейшие свои действия и вовремя предъявить требования, то рассчитывать он имеет право не только на положенную по страховке компенсацию, но и на выплату неустойки. К сожалению, немногие автомобилисты знают, что же она собой представляет и как ее добиться. Об этом и пойдет речь в статье.
Неустойка – что это такое?
Любая неустойка – это ответственность за невыполнение или нарушение условий гражданско-правового договора. Применима она в случаях, когда сторона не выполняет взятые на себя обязательства или делает это не в полной мере. Взыскание неустойки по ОСАГО выступает формой ответственности страховой компании перед своими клиентами. Она часто прописывается в договоре, так как ее использование имеет ряд важных преимуществ:
- причины для выплат неустойки определяются очень четко, в договоре прописаны сроки и иные нормы;
- размер положенной неустойки всегда определяется и прописывается в договоре заранее, поэтому знать о ее сумме обе стороны будут сразу;
- необходимость выплаты неустойки может возникнуть у обеих сторон, что стимулирует их следовать условиям договора, а не нарушать их.
Различают и несколько разновидностей неустойки, которые могут применяться к нарушителю:
- штраф – его размер строго фиксирован и выплачивается он лишь один раз;
- пеня – это определенный процент от суммы задолженности, размер которого может зависеть от количества дней просрочки, например, взиматься он может не один раз.
Правовая сторона вопроса
Если речь идет о неустойке по полису ОСАГО, то тут бывают две ситуации, из-за которых клиент может получить дополнительную выплату со стороны страховой компании:
- если были задержаны выплаты положенной компенсации;
- если страховая премия была выплачена позже положенного срока.
Обе эти неустойки четко прописаны в законе. Найти информацию о положенных сроках и выплатах по полису ОСАГО можно в ГК РФ, законе об ОСАГО с последними нововведениями и законе о страховом деле на территории России. В них есть четкий разбор того, что представляет собой неустойка, когда она применяется.
Формула для расчета
В законе об ОСАГО прописываются положенные автовладельцу неустойки со стороны страховой компании:
- если компенсация со стороны страховой компании выплачена не вовремя, то за каждый день просрочки предусмотрена пеня в размере 1% от суммы компенсации, рассчитывается она вплоть до момента получения вознаграждения;
- при законности оснований для отказа выплачивается пеня 0,5% в день от суммы положенного размера компенсации, если страховая компания не уведомила о решении своего клиента вовремя (за каждый день просрочки до момента уведомления).
Чтобы рассчитать положенную компенсацию, можно использовать онлайн-калькулятор неустойки по ОСАГО. Он позволит с высокой точностью рассчитать сумму выплаты буквально за несколько минут. Если же человек хочет произвести вычисления самостоятельно, то он может использовать специальную формулу. Для этого придется взять во внимание следующие особенности:
- в 2018 году неустойка по ОСАГО не может превышать 400 000 и 500 000 рублей за причинение вреда имуществу и здоровью соответственно;
- при расчете размера положенной неустойки умножается количество дней просрочки на 1/75 действующей ставки рефинансирования и на 1/100 от суммы положенной страховки.
Если времени для проведения таких расчетов нет, можно воспользоваться специальным калькулятором. Он доступен всем пользователям и позволяет быстро и без каких-либо трудностей и затрат узнать положенный размер неустойки.
Письменное обращение в страховую компанию за неустойкой
Если имело место несоблюдение условий страхового договора и клиент хочет получить за это денежную компенсацию, то им составляется письменная претензия по неустойке ОСАГО. Направляется она непосредственно в страховую компанию. Образец и форма такого заявления будет иметь определенный вид, зависеть все будет от конкретного случая.
Главное отличие будет заключаться в формулировке самой претензии. Ссылка будет на федеральный закон №40-ФЗ, но пункты и статьи могут быть разными. Например, если выяснилось, что выплата клиенту не положена, но уведомить его в установленный срок забыли, то при составлении претензии нужно руководствоваться 3-м пунктом статьи 21. Если же компенсация была выплачена, но после установленного срока, то указывать в письменном документе нужно 2-й пункт статьи 21.
Конечный размер компенсации определяется в судебном порядке, если сама страховая компания решать вопрос мирным путем отказалась. При этом учитываются частично выплаченные суммы.
Порядок взыскания
По закону, прежде чем обратиться в суд для получения неустойки, необходимо сначала обратиться в саму страховую компанию и попробовать решить сложившуюся ситуацию мирным путем. Что это означает? Что клиент должен направить заявление на имя своей страховой компании. В тексте письма должно говориться о наступлении страхового случая и необходимости выплаты положенного ущерба.
Далее у страховой компании есть 20 рабочих дней на рассмотрение поступившего заявления. В итоге должно быть принято решение, положена ли клиенту компенсация или для отказа есть веские основания. Если же ответа в установленный срок не поступило, то автовладелец может написать на имя компании претензию. В ней должна указываться сумма страховой компенсации, а также размер положенных пени.
Важно, чтобы претензия была передана компании лично и это было подтверждено документально. Сделать это можно несколькими способами:
- Обратиться в офис лично. Себе необходимо оставить копию претензии, на которой уполномоченное лицо страховой компании должно поставить отметку о получении.
- Отправить претензию по почте заказным письмом с уведомлением. В этом случае получение претензии может затянуться.
Если указанные в претензии требования не будут выполнены по истечению 5 дней с момента получения документа, то клиент может обратиться уже в суд с иском. При этом важно составить два заявления, если компенсация клиенту положена:
- для взыскания компенсации;
- для получения неустойки.
Рассматриваются они в одном судебном процессе, но отдельно друг от друга. Такие заявления в обязательном порядке должны отображать следующие сведения:
- обстоятельства случившегося ДТП;
- сведения об истце и его ответчике, а также название суда, в который обратился клиент;
- размер ущерба и неустойки (сам ущерб определяется по итогам экспертизы, а расчет неустойки отображается прямо в письме);
- размер дополнительных затрат для решения сложившейся ситуации (юридическая помощь, отправка писем почтой, нотариальные услуги и так далее);
- сведения о том, что страховая компания получила претензии;
- дату составления заявления;
- подпись;
- список прилагаемых документов.
Важно приложить к иску и все подтверждающие документы, включая копии претензий, справки из ГИБДД, акты оценки повреждений. После останется лишь дождаться решения и получить положенные средства наличным или безналичным расчетом.
Образец искового заявления к страховой компании о взыскании страхового возмещения
Скачать образец в формате .doc