Коэффициент территории ОСАГО в 2018 году и формула расчета

Территориальный коэффициент ОСАГО — это официальный  параметр, характерный для определенного региона страны, где зарегистрирован владелец транспортного средства. Он применяется для вычисления цены страхового полиса, поэтому его знание важно не только для страхователя, но и для страховой компании. Ниже рассмотрим сущность коэффициента территории (КТ), кто его устанавливает, и какую он имеет величину в 2018 году.

Общие положения

Полис ОСАГО — документ, наличие которого обязательно для каждого автомобиля, прошедшего регистрацию на территории РФ. Стоимость услуги страхования вычисляется индивидуально и зависит от многих параметров, среди которых имеется и территориальный коэффициент. Для удобства коэффициенты по регионам сведены в специальную таблицу. Учитывать КТ обязательно, ведь он может снижать или повышать расходы на покупку полиса ОСАГО.

Размер территориального коэффициента определяется для каждого региона регистрации ТС. При его вычислении берется во внимание загруженность дорог в конкретном городе. Для небольших городов КТ имеет меньший параметр, а для мегаполисов он значительно возрастает. Это объясняется тем фактом, что общее число зарегистрированных машин в удаленных городах меньше, чем в мегаполисах.

Следующий показатель, который учитывается при расчете — уровень аварийности. Если в регионе фиксируется много ДТП, это приводит к повышению транспортного коэффициента и удорожанию полиса страхования.

При определении КТ учитывается место прописки владельца транспортного средства, указанное в паспорте. К примеру, если машина прошла регистрацию в Санкт-Петербурге, а владелец прописан в Перми, коэффициент будет браться только для места регистрации водителя, то есть Перми.

В случае с юридическими лицами (компаниями) или ИП ситуация обстоит по-иному. Для таких страхователей территориальный коэффициент применяется для региона, где организация зарегистрирована. Так, если компания прошла регистрацию в Москве, а автомобиль применяется в другом городе, КТ берется именно для столицы.

Кто определяет территориальный коэффициент?

Кто определяет территориальный коэффициентПеречисленные критерии имеют ключевое значение при определении коэффициента территории. Чем выше вероятность попадани в ДТП у заемщика, тем дороже обойдется покупка страхового полиса. Логично предположить, что вероятность попасть в аварию в Москве или другом крупном мегаполисе выше, чем в небольшом городке. Аналогичный подход действует и в отношении стажа водителя. Чем меньше человек за рулем, тем больше риск оказаться участником аварии. Следовательно, удорожание полиса для жителей густонаселенных городов неизбежно.

Введение специальных коэффициентов — необходимость, вызванная желанием уравновесить выплаты со стороны жителей различных регионов. Чтобы люди, которые редко попадают в ДТП, не платили за тех, кто является частым участником аварийных ситуаций, была введена специальная методика расчета и коэффициенты.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

При вычислении стоимости полиса обязательного страхования учитывается ряд законов:

  1. Закон  об  ОСАГО. В нем рассмотрены главные правила вычисления, а также устанавливаются нормы по применению тех или иных показателей.
  2. Указание ЦБ РФ. Здесь прописаны основные ставки, которые применяются для выполнения вычислений, а также коэффициенты, используемые в отношении конкретного автовладельца.

Имея под рукой необходимый набор параметров, можно приступать к выполнению расчетов по вычислению цены ОСАГО. Сама формула имеет следующий вид:

П = ТБ х КТ х КО х КМ х КБМ х КВС х КС х КН х КП.

Здесь применяются следующие параметры:

  • П — цена, которую требуется заплатить водителю за ОСАГО.
  • ТБ — главный тариф, установленный ЦБ РФ. Он имеет определенный «коридор», в границах которого страховщики могут менять свое предложение. Из-за жесткой конкуренции на рынке страховщики, как правило, применяют выгодные ставки.
  • КТ — показатель, которому уделено главное внимание в статье. Его размер зависит от места, где зарегистрирован хозяин машины. Этот показатель устанавливается на законодательном уровне и может меняться.
  • КБМ — специальный параметр «бонус-малус». Он зависит от того, сколько раз автовладелец обратился за выплатой о ОСАГО в прошлом. Значение КБМ легко рассчитать с применением формулы и табличных сведений.
  • КВС — показатель, который отражает зависимость между ключевыми характеристиками — возрастом владельца и водительским стажем. Этот параметр фиксируется законодательно и отражен в табличном виде.
  • КО — коэффициент, величина которого зависит от числа водителей, которым открывается доступ к управлению авто. Для определения КО можно воспользоваться специальной таблицей.
  • КМ — элемент упомянутой формулы, зависящий от мощности страхуемого ТС. Речь идет о машинах, относящихся к категориям В и ВЕ (данные по этому показателю также можно получить из таблицы).
  • КС — показывает время, когда эксплуатируется машина. Такой коэффициент примеряется в процессе расчета, если автовладелец использует автомобиль в течение определенного периода, а не весь календарный год. К примеру, человек может ездить на ТС только летом, весной и осенью, а зимой — нет.
  • КН — отражает факт нарушения со стороны владельца автомобиля условий страхования, прописанных в договоре ОСАГО. Если отклонения от условий соглашения отсутствуют, устанавливается КН, равный 1. При наличии таковых параметр возрастает до 1,5. Это значит, что стоимость полиса увеличивается на 50%. К нарушениям относится предоставление заведомо ложных показателей, передача управления ТС людям, которые не отражены в полисе, покидание места ДТП и так далее.
  • КП — параметр, зависящий от периода, на который оформляется договор со страховой фирмой. Он определяется ЦБ и фиксируется в таблице.

Все перечисленные показатели влияют на конечную стоимость полиса. И их применение снижает или повышает стоимость ОСАГО, а в ряде случаев оставляет уровень расходов автовладельца при покупке полиса неизменным. Отдельного внимания заслуживает коэффициент территории, ведь он часто меняется.

Что стоит учесть в отношении коэффициентов?

Что стоит учесть в отношении коэффициентовРазмер применяемых показателей при расчете стоимости ОСАГО может меняться в широком диапазоне. Некоторые коэффициенты имеют только два-три параметра. Что касается коэффициента территории, здесь имеется десятки позиций. Это значит, что для определения точного параметра для своего региона стоит иметь перед глазами специальную таблицу.

Рассмотренные выше параметры применяются в процессе расчета не всегда:

  • КМ используется только для легковых машин.
  • КПР, наоборот, не применяется для легковых транспортных средств.
  • КП не актуален для машин, зарегистрированных на территории РФ.

Существует множество аспектов, которые должен учитывать автовладелец в процессе расчета. Вот почему вычисления проводятся не  вручную, а с помощью специального калькулятора. В нем запрограммированы необходимые параметры и учтен правильный алгоритм.

Показатели КТ для разных регионов

Показатели КТ для разных регионов​Как отмечалось выше, коэффициент территории меняется в широком диапазоне и зависит от населенного пункта. Эти параметры находятся в диапазоне от 0,6 до 2. К примеру, в Байконуре этот коэффициент равен 0.6, в Чите — 0,7. Это значит, что для жителей этих городов полис ОСАГО будет дешевле на 40 или 30 процентов соответственно. Больше придется заплатить автовладельцам, которые проживают в крупных городах. К примеру, в Москве, Сургуте, Казани, Тюмени и ряде других населенных пунктов коэффициент территории составляет 2. Это значит, что автовладельцам придется выложить с кармана в два раза большую сумму, чем водителям, которые зарегистрированы в Амурске, Пятигорске, Ельце и других городах (для которых КТ равен 1).

Таблица коэффициентов ОСАГО по регионам:

alt: Таблица штрафов ГИБДД за нарушения ПДД

Принципы определения параметра КТ

Показатель КТ устанавливается ЦБ РФ с учетом следующих факторов:

  1. Общее число прошедших регистрацию машин на конкретной территории. Вот почему для городов с небольшим населением территориальный коэффициент имеет меньшие параметры. Это связано с тем, что в городе меньшая загрузка транспорта. Следовательно, риск оказаться в ДТП ниже.
  2. Средний показатель аварийности в регионе. Здесь учитывается число ДТП, которое происходят за определенный временной промежуток.
  3. Суммарная продолжительность дорог, которые проходят через городскую территорию. Это ключевой показатель, который важен для малых населенных пунктов.
  4. Возраст владельцев в конкретном городе (характерно для лиц, имеющих право управления специальным транспортом).

Если внимательно изучить размер показателей КТ, напрашивается еще один фактор, влияющий на размер территориального коэффициента — политика страны в отношении того или иного региона РФ. К примеру, Симферополь и Грозный — густонаселенные города. Тем не менее, для них  КТ составляет около 0,6. Это делается для снижения нагрузки на жителей конкретного региона и свидетельствует об особой экономической программе для этой территории.

Вывод

Наличие полиса ОСАГО для автовладельца — обязательное условие, вне зависимости от его цены и размера коэффициентов. Если на руках нет полиса в процессе проверки инспектором, взимается штраф, который часто превышает стоимость страховки. Кроме того, если у водителя отсутствует договор со страховщиком, и он попал в ДТП, выплаты пострадавшей стороне полностью ложатся на его плечи. Вот почему оформление ОСАГО первую очередь в интересах самих автовладельцев.