Утрата товарной стоимости машины по ОСАГО: как рассчитать компенсацию?

Частный пример ущерба, нанесенного автомобилю при ДТП и подлежащего покрытию за счет ОСАГО — уценка автомобиля вследствие повреждения его деталей, узлов и механизмов. Рассмотрим подробнее, каким образом исчисляется такой ущерб и как пострадавшее лицо может его взыскать.

Можно ли возмещать утрату товарной стоимости машины?

Утрата товарной стоимости автомобиля, доказанная в установленном законом порядке, подлежит неоспоримому возмещению. Ранее предпринятые попытки внести в Закон об ОСАГО поправки о невозможности получения соответствующего возмещения не были приняты. Судебная практика показывает, что отказ страховых фирм в таком возмещении неправомерен (к примеру, к подобным выводам приходит Верховный Суд РФ в определении от 27.02.2018 года по делу № 18-КГ17-257).

Страховые компании или сами виновные лица могут — в ходе досудебной переписки или непосредственно в ходе судебных слушаний, апеллировать, что возмещение по уценке автомобиля вследствие аварии — это требование, имеющее отношение не к ущербу, а к недополученной прибыли. Однако, такой аргумент чаще всего признается судом несостоятельным. Как правило, у владельца поврежденного авто есть все шансы на получение возмещения — при условии корректного предъявления претензии.

Таким образом, утрата стоимости машины — это составная часть ущерба, покрываемая страховой компанией виновника ДТП (либо самим виновником, если у него нет страховки). При этом, не имеет значения, каким образом компенсируется ущерб — денежными средствами или в натуральном виде.

Другой вопрос — как получить утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в виде возмещения с учетом того, что на уровне нормативных актов данная процедура отрегулирована достаточно поверхностно? Попробуем рассмотреть общераспространенный сложившийся на практике алгоритм решения данной задачи.

Каков порядок получения возмещения?

Каков порядок получения возмещенияВладельцу автомобиля, получившему повреждения вследствие ДТП при наличии стороннего виновного лица, в целях получения компенсации за утрату товарной цены машины необходимо:

  1. Установить, соответствует ли автомобиль критериям, при которых возможно оформление компенсации.

К числу таких критериев относятся в общем случае:

  • наличие гарантии на машину от производителя (при ее наличии прочие критерии — второстепенны);
  • общий износ автомобиля к моменту ДТП превышает 40% (критерий применяется, если у машины истекла гарантия);
  • возраст автомобиля, не превышающий 5 лет.
  1. Установить, есть ли у виновника ДТП страховой полис.

Если есть, то дальнейшее взаимодействие необходимо будет осуществлять с его страховой компанией. Если нет — то лично с виновником.

  1. Произвести независимую экспертизу, в рамках которой производится оценка величины уменьшения товарной цены машины вследствие ДТП.
  2. Получив результаты экспертизы, направить страховой компании виновника ДТП или ему лично письменную претензию.

В ней необходимо предложить добровольно возместить утрату товарной цены машины — в соответствии с расчетами, произведенными экспертами. Претензию можно направить заказным письмом с уведомлением — чтобы были доказательства его вручения.

  1. В случае отказа в возмещении, несогласии с суммой либо игнорировании претензии:
  • откорректировать величину требований, если желательная для виновного лица сумма возмещения устраивает пострадавшую сторону;
  • направить против виновного лица судебный иск на полное возмещение (или на сумму, устраивающую истца — в пределах той, что определена экспертами).

Вероятность принятия судом решения в пользу истца в рассматриваемом случае, как мы уже отметили выше, достаточно велика — как считают эксперты, знакомые с судебной практикой. В случае выигрыша дела истец также получает от ответчика компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг адвоката — если к нему обращался.

Один из самых спорных моментов в рамках схемы возмещения ущерба, рассмотренной нами выше — расчет стоимости машины после ДТП. Она вычисляется с учетом текущей рыночной цены аналогичного транспортного средства — как результат уменьшения данного показателя на величину уценки.

Расчет обычно осуществляет экспертная организация, используя собственные методики. Вместе с тем, пострадавшая сторона может в установленном порядке повлиять на результаты этого расчета — предложив собственный алгоритм (или оспорив результаты расчета — с приведением необходимых аргументов, определяемых исходя из конкретной схемы расчета уменьшения товарной цены ТС).

Ознакомимся с некоторыми распространенными схемами исчисления уценки машины вследствие ДТП.

Как производится расчет суммы ущерба?

Общераспространены две схемы исчисления утраты товарной стоимости машины:

  1. Практикуемая Минюстом.

Она предполагает задействование следующей формулы:

УС = РС * КОЭФ / 100, где:

УС — величина уценки машины;

РС — стоимость машины на рынке, если бы она не была повреждена вследствие ДТП;

КОЭФ — коэффициент повреждения  деталей, узлов и механизмов автомобиля.

Показатель КОЭФ считается по формуле:

КОЭФ = СУММА (КОЭФ 1 + КОЭФ 2 + КОЭФ 3 + КОЭФ X), где:

КОЭФ 1, 2, 3, X – коэффициенты по каждому из поврежденных узлов и механизмов автомобиля.

В свою очередь, величина коэффициента может варьироваться от 0 (чаще всего, от 0,1) до 1. Коэффициент будет тем выше, чем более повреждены деталь, узел или механизм автомобиля, а также тем выше, чем сильнее поврежденная деталь, узел или механизм влияют на уценку автомобиля в целом.

Рассмотрим пример.

Пример.

Автомобиль стоит 500 тыс. рублей. Вследствие ДТП у него оказались повреждены:

1. Передний бампер.

По нему был установлен коэффициент 0,5.

2. Обе передние двери.

По каждой из них был установлен коэффициент 0,3.

3. Передняя панель.

По ней был установлен коэффициент 0,8.

Таким образом, уценка автомобиля составит: УЦ = 500 000 * (0,5 + 0,3 + 0,3 + 0,8) / 100 = 9500 рублей.

  1. Основанная на методике немецкого инженера Эрнста Хальбгевакса.

Данная методика может быть альтернативой рассмотренной выше в случае возникновения разногласий между заказчиком экспертизы, ее исполнителем и, возможно, виновной стороной. Рассматриваемая схема предполагает несколько более выраженную детализацию расчетов. В рамках нее применяется формула:

УС = КОЭФ / 100 * (НОВ + БУ), где:

КОЭФ — специальный коэффициент, рассчитываемый исходя из стоимости деталей, ремонтных работ и общей цены ремонта автомобиля;

НОВ — стоимость машины на момент покупки;

БУ — стоимость машины на момент ДТП.

Конкретная величина показателя КОЭФ раскрывается по классификаторам деталей и работ по их монтажу — которые имеются в распоряжении экспертной организации. Данные классификаторы довольно сложны по своей структуре — однако по просьбе заказчика эксперты могут разъяснить ключевые сведения по ним, которые актуальны для конкретного расчета.

При этом, соотношение показателей БУ и НОВ не должно превышать 0,4. Если оно больше — то не будет соблюдаться один из критериев, рассмотренных нами выше — по которому износ машины на момент ДТП не должен превышать 40%.

Получение компенсации за утрату цены машины: нюансы

Получение компенсации за утрату цены машиныАвтовладельцу, претендующему на выплаты страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, следует иметь в виду, что:

  1. Автомобили российских марок, активно эксплуатируемые в российских условиях, могут быть признаны экспертизой или судом не подлежащими оценке в целях получения компенсации, о которой идет речь, при достижении возраста 3 лет.

То есть, иномарка по умолчанию считается более устойчивой к внешним факторам автомобилем, и ее уценка вследствие данных факторов может быть признана менее интенсивной. Таким образом, если говорить о критерии возраста, о котором мы сказали выше, то 5 лет — это ориентир, главным образом, для иномарок.

Но это даже не общее правило — мнения экспертов и судов могут быть совершенно иными по данному вопросу. Водителю нужно лишь быть готовым к тому, что срок пользования машиной как условие исчисления уценки ее стоимости может быть в некоторых случаях заметно сокращен.

  1. В случае применения формулы от Минюста коэффициенты могут быть уменьшены:
  • в отношении поврежденных сваренных элементов (условно говоря, если до того бампер уже ломался и сваривался) — примерно на 20%;
  • в случае обнаружения деформации кузова, которая была исправлена до аварии — примерно на 50%;
  1. Себестоимость замены детали, на которую начислено возмещение в силу утраты ее стоимости, не должна быть выше себестоимости замены аналогичной новой детали.
  2. Вероятность получения компенсации за уценку стоимости автомобиля будет минимальна, если:
  • автомобиль имеет достаточно длительный пробег (его длительность, к тому же, может оцениваться с учетом состояния дорог в регионе эксплуатации транспортного средства) — например, более 100 тыс. км в условиях езды на улицах крупного российского города;
  • в ходе ремонта не требовалось производить каких-либо работ, связанных с конструктивными деталями автомобиля;
  • повреждены уже когда-либо отремонтированные или имеющие дефекты детали, узлы и механизмы автомобиля.

Самое важное, что стоит иметь в виду: страховые компании во многих случаях не афишируют возможность получения компенсации, о которой идет речь. Поэтому, водителю, как правило, нужно заявлять о ней по своей инициативе, и желательно не затягивать при этом. Проведение экспертизы уже после ввода замененных деталей в эксплуатацию может быть значительно осложнено — как следствие, появятся трудности в исчислении компенсации за уценку стоимости машины.