Еще не знаете, в чем разница между тосолом и антифризом? Тогда вам необходимо знать, что история развития автомобильных моторов включает в себя объединение системы охлаждения двигателей с общей конструкцией силового агрегата. Охлаждающие системы двигателей существуют двух видов:
- Воздушная система.
- Жидкостная система (ранее она называлась водяная).
В настоящее время практически во всех автомобилях применяется жидкостная система охлаждения. Ранее, до создания тосола и антифриза в качестве охлаждающей жидкости использовалась обычная вода. Сегодня водяного охлаждения уже нет, вместо воды применяется тосол и антифриз. По сути дела это одинаковые жидкости, тосол является одной из разновидностей антифриза.
Международным названием автомобильной охлаждающей жидкости является антифриз. Тосол был создан еще во времена Советского Союза. Поэтому многие владельцы иностранных автомобилей не хотят заливать его в свои машины, считают его низкокачественной жидкостью. Хотя это утверждение неверно.
Особенности систем охлаждения
Системы охлаждения моторов автомобилей с охлаждением жидкостью более функциональны и компактны. Они значительно быстрее охлаждают горячий двигатель. Внутри контура охлаждения в качестве охлаждающей жидкости может циркулировать тосол или антифриз.
Жидкостная система имеет свои особенности конструкции. Основным элементом ее является радиатор. По нему протекает тосол или антифриз, отдает тепло, тем самым охлаждает двигатель. Все это осуществляется на большой скорости встречным воздушным потоком.
Как появился тосол
Для лучшего понимания отличий между антифризом и тосолом, следует разобраться в истории. Если вернуться на несколько десятков лет назад, то на отечественных дорогах иностранные автомобили ездили очень редко. Все автомобили изготавливали в нашей стране, как и запчасти к ним, в том числе расходные материалы. Другими словами, импортную охлаждающую жидкость невозможно было купить.
Действие тосола такое же, как и антифриза. Много лет назад тосол был не только названием жидкости, но и некоторой аббревиатурой. После разделения Советского Союза в России постепенно стали появляться иномарки. Наши владельцы автомобилей по привычке заливали в них тосол. Конечно, иностранные автомобили не могли выдержать такого «хамства».
Результатом заливки тосола в иномарки стало недостаточное охлаждение двигателей. К тому же, из-за развала Союза нашу охлаждающую жидкость стали производить с более низким качеством. В результате для иномарок стали искать по магазинам именно антифриз.
Нельзя забывать, что разница между этими двумя жидкостями заключается в химической формуле вещества. Шаги развития двух жидкостей имеют значительные различия между собой, хотя их основным элементом является этиленгликоль. Другим элементом является обычная дистиллированная вода.
Этиленгликоль заметно снижает температуру замерзания охлаждающей жидкости. В итоге мотор обеспечен нормальным охлаждением даже зимой. Температура кипения охлаждающей жидкости находится за границей 100 градусов, и достигает иногда 115 градусов. Это дает возможность сделать более эффективным охлаждение двигателей.
Отсюда видно, что базовое вещество у антифриза и тосола одно и то же. Основные их отличия скрываются в наборе присадок, применяемых изготовителями для обеспечения жидкости вспомогательных свойств, то есть, эти жидкости отличаются между собой только специальными добавками.
Виды антифризов
Эти жидкости разделяют на три вида в зависимости от их свойств:
- Органический состав.
- Неорганический антифриз.
- Гибридный.
Каждый из этих видов имеет свои особенности. Например, неорганический антифриз имеет невысокую стоимость, но более короткий срок работы. Органическая жидкость может работать до 5 лет. Гибридный вид антифриза может сочетаться с органической и неорганической жидкостью.
Основные отличия тосола и антифриза
Как рассматривалось ранее, эти жидкости отличаются пакетом присадок, добавляемых изготовителями к основному составу. В итоге даже цвет жидкости может дать информацию о ее основных параметрах и характеристиках.
Рассмотрим основную разницу антифриза и тосола. Во второй жидкости присадки сделаны из неорганических составляющих веществ. Зарубежные изготовители добавляют в антифриз органические вещества. Это существенно влияет на срок службы и качество изделия. Температура кипения и плотность тоже имеют отличия.
Чтобы лучше выяснить разницу этих жидкостей, необходимо сделать подробную оценку этих средств по различным характеристикам. Следует начать с менее совершенной и более агрессивной жидкости – тосола. При его применении антикоррозийный слой покрывает поверхности всей системы. Иначе агрессивные химические реагенты постепенно будут разъедать детали системы.
В результате металл будет хуже совершать теплоотдачу. Применение тосола значительно уменьшает эффективность работы охлаждающей системы. Это отрицательно влияет на мотор автомобиля, так как он быстрее изнашивается.
Тосол сохраняет свои свойства до пробега 35 тысяч км. Затем его необходимо заменить. Для лучшего понимания эффективности антифриза, надо рассмотреть его принцип действия: защитный слой во время эксплуатации создается только на проблемных местах системы охлаждения. В результате отдача тепла очень хорошая и стабильная. Поэтому заменять жидкость можно не чаще 250 тысяч км.
Если подытожить всю информацию, то эти две жидкости отличаются по следующим характеристикам:
- Температура замерзания и кипения.
- Антикоррозийные свойства.
- Смазывающие качества.
По каждому параметру определяется ценность средства охлаждения. Хотя антифриз и обладает большим сроком эксплуатации, но его также необходимо заменять. При замене жидкостей следует знать их особенности. Нельзя смешивать антифриз и тосол, так как это обычно приводит к серьезным негативным последствиям.
Если точно известно, что именно залито в двигателе, то перед доливкой новой жидкости необходимо провести тест, смешав немного старой и новой жидкости. Если образуются хлопья, это говорит о несовместимости составов. Такой осадок быстро засорит охлаждающую систему, и работа двигателя будет невозможной. Даже при хороших результатах теста нет полной гарантии, что охлаждение будет качественным. Смесь способна образовывать много пены, доставляя проблемы с охлаждением мотора. Чаще всего это получается при нагревании до некоторой величины температуры.
Разноцветные составы жидкостей также не рекомендуется перемешивать между собой, даже если их состав кроме красителя одинаков. Из-за набора присадок антифриз имеет свой уникальный цвет, и смешивание двух видов жидкостей с разными цветами может создать проблемы. Чтобы гарантировать работоспособность автомобиля, перед сменой жидкости, необходимо слить ее всю, и залить вновь приобретенную.
Замена охлаждающего состава начинается с приобретения новой жидкости. На этом лучше не экономить, и не покупать дешевые антифризы. Чаще всего в них применяются присадки низкого качества, отрицательно влияющие на эксплуатацию двигателя.
Перед заменой жидкости всю систему промывают от старого состава. Перед промывкой старый тосол или антифриз полностью сливают с двигателя, расширительного бачка и радиатора. Для полного слива старого теплоносителя автомобиль лучше установить под уклон. Передок автомобиля должен наклониться вниз. Систему промывают дистиллированной водой с добавлением очистителя.
После заливки этой смеси закрывают все пробки и запускают двигатель, включают отопитель салона. Необходимо дать поработать двигателю до достижения открытия клапана термостата на охлаждение по большому кругу. Очиститель должен циркулировать по всем местам охлаждающей рубашки двигателя и всей системы. Затем жидкость нужно полностью слить.
Чтобы продолжить процедуру замены жидкости, установите автомобиль на уклон передом вверх. Теперь необходимо залить антифриз, полный его объем. При этом крышка радиатора или расширительного бачка не закрывается. Далее запустить двигатель и долить недостающий уровень антифриза, затем закрыть крышку заливного бачка.
В итоге, можно сказать, что по всем характеристикам антифриз лучше, чем тосол, кроме стоимости. Его и заливают в иномарки для увеличения срока службы двигателя. Хотя современные отечественные автомобили уже идут с завода заправленные антифризами разных марок. Это говорит о повышении качества производства наших автомобилей.
Можно ли добавлять воду в тосол и антифриз
Эти охлаждающие жидкости допускается разбавлять дистиллированной водой, так как они уже содержат ее в своем составе примерно 70%. Однако от воды изменится концентрация жидкости, и температура замерзания увеличится, что непременно скажется во время сильных холодов. При этом двигатель и радиатор может разорвать на морозе, повредить патрубки. В результате будет обеспечен капитальный ремонт двигателя.
Даже если антифриз не замерз на морозе, а только начал кристаллизоваться, радиатор может дать течь. Воду можно добавлять только при ее испарении из антифриза, и повышении плотности. Это определяется специальным прибором – ареометром. Воду добавляют следующим образом: антифриз или тосол сливают из двигателя в отдельную емкость, смешивают с дистиллированной водой в необходимой пропорции, и снова заливают в систему охлаждения.
Что означает цвет антифриза
Определенный цвет антифриза используется в зависимости от особенностей конструкции системы охлаждения машины, так как разные автомобильные заводы производят радиаторы и блоки двигателей из разных материалов:
- Тосол (синий цвет жидкости) применяется на российских автомобилях со старыми чугунными моторами.
- Зеленый антифриз используется для алюминиевых радиаторов.
- Красный антифриз – для медных и латунных радиаторов.