Выплаты по ОСАГО в 2018 году: размеры и сроки

Сроки выплаты страхового возмещения по ОСАГО регулируются законом № 40 от 2002 года и претерпели изменения в 2018 году, в частности, приняты некоторые послабления для водителей, а фирмы-страховщики защищены от большого количества безосновательных исков, связанных с просроченными выплатами.

Общий порядок выплат

Под страховыми выплатами по ОСАГО подразумеваются компенсации в денежной и иной форме, направляемые в пользу пострадавших, но не участвовавших в автомобильной аварии лиц.

Данные выплаты должны поступать следующим образом:

  1. водитель-участник ДТП подает заявление и вызывает представителя страховщика;
  2. представитель страховщика оценивает убытки, причиненные 3-м лицам;
  3. производится оценка случая ДТП на предмет признания его страховым в соответствии с правилами фирмы-страховщика;
  4. страховая фирма производит возмещение ущерба (выплату).

Важно учесть, что в 2018 году страховщик может предложить вместо выплаты компенсационный ремонт автомобилей третьих лиц в автомастерских, оплата в такие мастерские производится от страховой компании по безналичному расчету и данный платеж засчитывается в качестве выплаты.

Изменение сроков выплат в 2018 году

Изменение сроков выплат​С 2018 года изменились сроки оценки убытка, причиненного третьим лицам, теперь от момента ДТП данный срок составляет 5 суток.

Также изменился срок предоставления выплат по ОСАГО с момента подачи заявления водителем — теперь он составляет до 20-ти суток. В течение данного времени специалисты-оценщики фирмы-страховщика должны определить случай ДТП как страховой или не подпадающий под страховку и утвердить одно из нижеприведенных решений:

  • предоставить выплату по обращению попавшего в происшествие автовладельца;
  • не производить выплату (отказать).

Если страховая фирма затягивает решение о выплате дольше 20-ти суток, то за каждые сутки пропуска возмещения вреда насчитывается комиссия (пеня) в размере 1% от предполагаемой суммы выплаты или стоимости ремонта при представлении выплаты в натуральном виде, согласно пункту 21 статьи 12 закона РФ № 40 от 2002 года.

В случае если фирма-страховщик пропустила сроки рассмотрения обращения автовладельца и в итоге отказала в оплате ущерба, то такая фирма должна будет уплатить пеню в размере половины процента за каждые сутки непринятия решения об отказе в выплате.

Если фирма отказывается возмещать ущерб, причиненный задержкой выплаты или отказе в такой выплате в виде пени, убытки могут быть взысканы в судебном порядке.

Помимо ряда послаблений введены и ужесточения для водителей — сроки обращения для автовладельцев в страховые фирмы будут урезаны в 2018 году с 15 до 5 дней. Данное ужесточение связано с желанием законотворцев ускорить процесс предоставления выплат третьим лицам.

В 2018 году для получения страховой выплаты больше не нужно обращаться в фирму-страховщика потерпевшего лица — теперь достаточно позвонить или написать заявление в собственную страховую организацию, выдавшую полис, с целью вызова экспертов и оценки ущерба.

Действия при задержке выплат

Если страховая компания задерживает сроки проведения выплат по полису, взыскание выплат и ущерба, причиненного их задержкой, происходит в следующем порядке:

  1. Обращение к фирме-страховщику с письменной претензией.
  2. Рассмотрение претензии.
  3. Получение ответа.
  4. При отказе — направление искового заявления в суд.
  5. Рассмотрение дела в суде и вступление постановления суда в силу.
  6. Возмещение ущерба.

Действия при задержке выплат​В претензии необходимо указать дату аварии, перечислить всех её участников, а также привести реквизиты страхового полиса и подробно описать обстоятельства аварии, ссылаясь на данные протокола ГИБДД и показания свидетелей. После описательной части нужно изложить суть претензии — произвести выплату и компенсировать убытки, вызванные задержкой. Ниже вы можете скачать образец претензии к страховой компании по ОСАГО.

Закон отводит максимум 5 суток на рассмотрение претензии сотрудниками фирмы-страховщика, по истечении которых представители фирмы должны предоставить выплату или мотивированный письменный отказ в её предоставлении.

Если выплату и компенсацию за сорванные сроки не удалось получить посредством претензии, необходимо подавать исковое заявление. В тексте необходимо перечислить информацию:

  • ФИО судьи по месту обращения;
  • ФИО и данные паспорта заявителя;
  • обстоятельства автомобильной аварии с указанием виновных, участников и пострадавших третьих лиц;
  • сведения о досудебных попытках урегулирования дела;
  • требования к ответчику (фирме-страховщику);
  • дата обращения.

Досудебной попыткой считается направление претензии, копию претензии и ответ на неё надлежит приложить к исковому заявлению, так как иначе заявление будет перенаправлено судебным секретарем обратно адресату.

С 2018 года закон требует обязательной досудебной процедуры истребования выплат и компенсаций за пропуск сроков с целью разгрузить судебные органы, а также освободить страховщиков от огромного количества исков по делам, которые можно решить в общегражданском порядке.

К претензии нужно также приложить:

  1. квитанцию судебной пошлины (300 рублей);
  2. копию паспорта заявителя;
  3. протокол ГИБДД о происшествии.

При рассмотрении дела суд оценивает случай аварии на предмет признания его страховым и правомерность требования выплат, после чего проверяет, были ли у представителей фирмы-страховщика уважительные причины для нарушения сроков выплат по ОСАГО.

При признании случая страховым и отсутствии у страховой фирмы уважительных причин для задержки или отказе в таких выплатах, суд присуждает произвести выплаты, оплатить пени за задержку, а также возместить ущерб, вызванный задержкой, если размер пеней его не покрывает.

Важно учесть, что в течение 10 суток до вступления решения суда в силу пени продолжают начисляться.

Заключение

Сроки выплат по полисам ОСАГО уменьшились с 30 до 20 суток, но также уменьшились и сроки оценки причиненного ущерба. Чтобы избежать начислений штрафов и длительного судопроизводства, при возникновении ДТП необходимо сразу обращаться в страховую компанию, а при пропуске сроков писать претензию.