Сроки выплаты страхового возмещения по ОСАГО регулируются законом № 40 от 2002 года и претерпели изменения в 2018 году, в частности, приняты некоторые послабления для водителей, а фирмы-страховщики защищены от большого количества безосновательных исков, связанных с просроченными выплатами.
Общий порядок выплат
Под страховыми выплатами по ОСАГО подразумеваются компенсации в денежной и иной форме, направляемые в пользу пострадавших, но не участвовавших в автомобильной аварии лиц.
Данные выплаты должны поступать следующим образом:
- водитель-участник ДТП подает заявление и вызывает представителя страховщика;
- представитель страховщика оценивает убытки, причиненные 3-м лицам;
- производится оценка случая ДТП на предмет признания его страховым в соответствии с правилами фирмы-страховщика;
- страховая фирма производит возмещение ущерба (выплату).
Важно учесть, что в 2018 году страховщик может предложить вместо выплаты компенсационный ремонт автомобилей третьих лиц в автомастерских, оплата в такие мастерские производится от страховой компании по безналичному расчету и данный платеж засчитывается в качестве выплаты.
Изменение сроков выплат в 2018 году
С 2018 года изменились сроки оценки убытка, причиненного третьим лицам, теперь от момента ДТП данный срок составляет 5 суток.
Также изменился срок предоставления выплат по ОСАГО с момента подачи заявления водителем — теперь он составляет до 20-ти суток. В течение данного времени специалисты-оценщики фирмы-страховщика должны определить случай ДТП как страховой или не подпадающий под страховку и утвердить одно из нижеприведенных решений:
- предоставить выплату по обращению попавшего в происшествие автовладельца;
- не производить выплату (отказать).
Если страховая фирма затягивает решение о выплате дольше 20-ти суток, то за каждые сутки пропуска возмещения вреда насчитывается комиссия (пеня) в размере 1% от предполагаемой суммы выплаты или стоимости ремонта при представлении выплаты в натуральном виде, согласно пункту 21 статьи 12 закона РФ № 40 от 2002 года.
В случае если фирма-страховщик пропустила сроки рассмотрения обращения автовладельца и в итоге отказала в оплате ущерба, то такая фирма должна будет уплатить пеню в размере половины процента за каждые сутки непринятия решения об отказе в выплате.
Если фирма отказывается возмещать ущерб, причиненный задержкой выплаты или отказе в такой выплате в виде пени, убытки могут быть взысканы в судебном порядке.
Помимо ряда послаблений введены и ужесточения для водителей — сроки обращения для автовладельцев в страховые фирмы будут урезаны в 2018 году с 15 до 5 дней. Данное ужесточение связано с желанием законотворцев ускорить процесс предоставления выплат третьим лицам.
В 2018 году для получения страховой выплаты больше не нужно обращаться в фирму-страховщика потерпевшего лица — теперь достаточно позвонить или написать заявление в собственную страховую организацию, выдавшую полис, с целью вызова экспертов и оценки ущерба.
Действия при задержке выплат
Если страховая компания задерживает сроки проведения выплат по полису, взыскание выплат и ущерба, причиненного их задержкой, происходит в следующем порядке:
- Обращение к фирме-страховщику с письменной претензией.
- Рассмотрение претензии.
- Получение ответа.
- При отказе — направление искового заявления в суд.
- Рассмотрение дела в суде и вступление постановления суда в силу.
- Возмещение ущерба.
В претензии необходимо указать дату аварии, перечислить всех её участников, а также привести реквизиты страхового полиса и подробно описать обстоятельства аварии, ссылаясь на данные протокола ГИБДД и показания свидетелей. После описательной части нужно изложить суть претензии — произвести выплату и компенсировать убытки, вызванные задержкой. Ниже вы можете скачать образец претензии к страховой компании по ОСАГО.
Претензия по задержке выплаты ОСАГО (образец)
Закон отводит максимум 5 суток на рассмотрение претензии сотрудниками фирмы-страховщика, по истечении которых представители фирмы должны предоставить выплату или мотивированный письменный отказ в её предоставлении.
Если выплату и компенсацию за сорванные сроки не удалось получить посредством претензии, необходимо подавать исковое заявление. В тексте необходимо перечислить информацию:
- ФИО судьи по месту обращения;
- ФИО и данные паспорта заявителя;
- обстоятельства автомобильной аварии с указанием виновных, участников и пострадавших третьих лиц;
- сведения о досудебных попытках урегулирования дела;
- требования к ответчику (фирме-страховщику);
- дата обращения.
Досудебной попыткой считается направление претензии, копию претензии и ответ на неё надлежит приложить к исковому заявлению, так как иначе заявление будет перенаправлено судебным секретарем обратно адресату.
С 2018 года закон требует обязательной досудебной процедуры истребования выплат и компенсаций за пропуск сроков с целью разгрузить судебные органы, а также освободить страховщиков от огромного количества исков по делам, которые можно решить в общегражданском порядке.
К претензии нужно также приложить:
- квитанцию судебной пошлины (300 рублей);
- копию паспорта заявителя;
- протокол ГИБДД о происшествии.
При рассмотрении дела суд оценивает случай аварии на предмет признания его страховым и правомерность требования выплат, после чего проверяет, были ли у представителей фирмы-страховщика уважительные причины для нарушения сроков выплат по ОСАГО.
При признании случая страховым и отсутствии у страховой фирмы уважительных причин для задержки или отказе в таких выплатах, суд присуждает произвести выплаты, оплатить пени за задержку, а также возместить ущерб, вызванный задержкой, если размер пеней его не покрывает.
Важно учесть, что в течение 10 суток до вступления решения суда в силу пени продолжают начисляться.
Заключение
Сроки выплат по полисам ОСАГО уменьшились с 30 до 20 суток, но также уменьшились и сроки оценки причиненного ущерба. Чтобы избежать начислений штрафов и длительного судопроизводства, при возникновении ДТП необходимо сразу обращаться в страховую компанию, а при пропуске сроков писать претензию.