Оформление ДТП от А до Я

Оформление ДТП – процедура трудоемкая, требующая скрупулезности и ответственности. При этом вариантов здесь имеется несколько – мирная договоренность, привлечение ГИБДД либо заполнение европротокола. Все зависит от обстоятельств конкретного случая. Однако каждый из способов обладает массой тонкостей, в которых необходимо последовательно разобраться, чтобы в дальнейшем не возникло неприятностей с выплатой страховки и прочих проблем.

Что делать при ДТП: общий алгоритм действий

Аварийное происшествие на дорожной магистрали всегда несет определенные психологические последствия для его участников вне зависимости от того, есть ли в ДТП потерпевшие и насколько велик ущерб. Так или иначе случившееся вызывает некоторое эмоциональное потрясение, тогда как в подобной обстановке крайне важно сохранять ясную голову. Это требуется не только для того, чтобы грамотно провести мероприятия по фиксации ДТП и его правильному оформлению, но и с целью оказания помощи гражданам, получившим в результате столкновения серьезные травмы.

Поэтому любой автовладелец должен знать приблизительный алгоритм действий, применяемый в подобных ситуациях. Пункты такой памятки помогут быстрее прийти в себя, если произойдет ДТП, а также дадут возможность сориентироваться в случае, если не получается самостоятельно собрать мысли и предпринять действия по оказанию помощи пострадавшим.

Итак, если произошло аварийное столкновение, прежде всего, потребуется:

  • Заглушить двигатель транспортного средства. Ключ зажигания рекомендовано извлечь и убрать в надежное место. Далее, требуется привести в действие ручник и аварийную сигнализацию.
  • Покинуть средство передвижения и выставить знак аварийной остановки. Важно соблюдать расстояние. Для населенных пунктов – 15 м, вне городской черты, деревни либо иного поселения – 30 м.

После стандартных манипуляций важно выяснить имеются ли потерпевшие и в целом каков ущерб. Если замечено, что кто-то пострадал при столкновении, необходимо действовать так:

  1. Вызвать карету неотложной помощи, врачей, МЧС, полицию.
  2. Оказать первичную медицинскую поддержку. Однако подобное допускается только в той ситуации, когда водитель знает, что именно нужно предпринять. В ином случае действия могут лишь навредить, поскольку характер травм нередко не позволяет передвигать или шевелить человека, получившего ранения.
  3. Если ситуация чрезвычайная, например, потерпевший истекает кровью, допускается поймать попутную машину и направить человека в ближайшее медицинское учреждение. Если собственное авто осталось на ходу после ДТП, можно воспользоваться таковым с целью доставить пострадавших в больницу. В любом случае транспортировка потерпевших теперь не только разрешена, но и полностью одобряема законом. Однако после перемещения граждан, получивших увечья, следует вернуться на место аварии.

Все манипуляции требуется осуществлять незамедлительно, без лишней суеты. От этого может зависеть жизнь пострадавших и в целом последствия ДТП.

Дополнительно, независимо от серьезности аварии, следует провести фотосъемку, а при наличии возможности и заснять видео произошедшего. Рекомендовано зафиксировать следы случившегося не позднее 1 часа с момента столкновения.

Затем отогнать машину с места ДТП, чтобы не мешать участникам потока движения по магистрали. Теперь новые правила оформления ДТП это допускают. Разумеется, подобное касается ситуаций, когда авто осталось на ходу. Кроме того, стоит позаботиться о свидетелях и обменяться контактами в случае согласия таковых подтвердить увиденное либо получения от очевидцев иной ценной информации, которой они владеют.

Вышеуказанные случаи касаются тех ДТП, участники которых либо не получили травм, либо в состоянии самостоятельно себе помочь. Если же речь идет о крупных авариях, когда сталкиваются несколько машин, происходит возгорание, у людей имеются многочисленные увечья и в целом нанесен колоссальный урон здоровью и жизни, действовать следует по обстоятельствам. Здесь на первый план выходит человеческая жизнь и в первую очередь необходимо позаботиться о вызове скорой помощи, полиции, пожарных служб.

В стандартных же случаях действия, следующие за первичными манипуляциями, направлены на оформление транспортного происшествия. Здесь также все зависит от наличия пострадавших и урона, полученного и нанесенного столкнувшимися машинами. Дополнительную роль играет адекватность участников и присутствие желания договориться мирно либо обратиться к инспекторам ГИБДД.

Оформление ДТП без привлечения ГИБДД

Оформление ДТП без привлечения ГИБДДРанее любое аварийное происшествие требовало вызова сотрудников ГИБДД. При этом не имел значения тот факт, что случившееся повлекло за собой, например, всего лишь пару небольших вмятин на столкнувшихся авто. С 2015  года были введены корректировки, и стала возможна фиксация транспортного случая без привлечения соответствующих служб.

Однако здесь существует важная оговорка – самостоятельно оформить аварийное происшествие, иначе говоря, не вызывать инспекцию, можно только при отсутствии пострадавших. Любая травма, полученная в результате столкновения, обязывает к звонку в полицию.

Вдобавок потребуется проверить соблюдены ли следующие условия (положение 11.1 законодательного акта об ОСАГО):

  • между участниками транспортного случая отсутствуют разногласия - малейшее расхождение в нюансах аварии требует вызова инспекторов;
  • урон, нанесенный автотранспортным средствам, не превышает 100 тыс. рублей, для крупных городов – 400 тыс. рублей (такова ставка при выплате компенсационного возмещения по ОСАГО);
  • повреждения получили авто в количестве не более двух машин, при этом не пострадали иные объекты, например, столбы, ограждения;
  • оба автовладельца имеют в наличии ОСАГО, действующие на момент транспортного происшествия.

Требования обязательны к исполнению по причине того, что несоблюдение условий, скорее всего, приведет к отказу страховой конторы выплатить положенную компенсацию. К тому же по закону перечисленные моменты требуют присутствия гаишников. Особенно если имеются пострадавшие.

Относительно того, как оформить ДТП без вызова ГИБДД при условии соблюдения указанных критериев, автовладельцы могут зафиксировать ДТП посредством заполнения европротокола либо вовсе решить вопрос самостоятельно, например, на месте погасив сумму ущерба. Здесь опять же все зависит от вменяемости людей.

Мирное урегулирование вопроса

Пожалуй, самый оптимальный и безболезненный вариант оформления ДТП – это мирная договоренность между сторонами, когда документальная фиксация случившегося вовсе не потребуется. Такое возможно в том случае, если оба автовладельца пришли к взаимопониманию и самостоятельно определили кто, кому и сколько должен за ремонтные работы.

Чаще всего подобное реально, когда столкновение не отличается серьезностью, например, наблюдается нарушение поверхностного покрова в виде царапин, вмятин и прочих несложных повреждений. Может быть и другая причина – проблемы с ОСАГО у лица, допустившего ДТП либо его нежелание жертвовать скидкой за безаварийную езду.

Однако выбор этого варианта разрешения ситуации требует такого совета – устная договоренность о добровольной компенсации ущерба должна быть оформлена в виде расписки, подготовленной по одному экземпляру для каждого автовладельца. Это убережет в дальнейшем от возникновения необоснованных претензий со стороны пострадавшего.

Бумага должна содержать такую информацию:

  1. место и дата аварийного случая;
  2. сведения об автовладельцах – адрес, Ф.И.О.;
  3. данные об авто – марка, цвет, номерные знаки;
  4. список повреждений;
  5. размер компенсации.

Документ заверяется подписями автовладельцев, что подтверждает наличие единого мнения у участников происшествия, к которому они пришли в процессе переговоров. Соответственно претензий у сторон быть не может.

Европротокол

ЕвропротоколА вот что касается того, как оформить ДТП по европротоколу, если между участниками наблюдается взаимопонимание, но покрытие ущерба, полученного в результате столкновения, требует привлечения страховки, здесь процедура будет иной. В этом случае нужно подготовить специальный бланк европротокола с целью гарантированного получения материальной компенсации от страховой фирмы виновного автовладельца.

Главная тонкость заключается в том, что лишь грамотное заполнение формуляра и соблюдение всех правил позволит не только претендовать на возмещение, но и беспрепятственно таковое получить. При неверном составлении извещения и оформлении случившегося, страховая фирма может отказать потерпевшему в выдаче денег. Именно по этой причине многие автолюбители опасаются самостоятельно фиксировать транспортную аварию, хотя на самом деле внедрение такой возможности призвано только облегчить им жизнь.

Извещение о ДТП (европротокол, европейский протокол) -  это бланк, предназначенный для фиксации нюансов ДТП без привлечения инспекторов ГИБДД. Бумага считается документом, выступающим основанием для получения страховой выплаты и предоставляется гражданину в момент оформления ОСАГО. Формуляр необходимо всегда иметь при себе, в частности, в бардачке автомобиля.

При столкновении автомобилей владельцам таковых потребуется следовать стандартным правилам. А именно – остановить ТС, покинуть салон, включить аварийку и выставить соответствующий знак. А вот далее, необходимо провести фиксацию ДТП на фотоаппарат либо видеокамеру. Теперь ответственность за эти манипуляции лежит на плечах автолюбителей.

И вот здесь есть свои нюансы. Производя съемку необходимо запечатлеть такие моменты, фиксируя детали с разных сторон:

  • расположение средств передвижения на дороге, относительно друг друга и прочих объектов;
  • дефекты на ТС, полученные по причине ДТП (крупным и общим планом);
  • следы торможения, заноса на месте аварии;
  • следы жидкостей технического характера;
  • детали, отколовшиеся от автомобилей в результате столкновения;
  • дорожные указатели, разметка, светофоры;
  • характер окружающей местности и общий план, включая всеразличные ориентиры, например, деревья.

Важно осуществлять съемку таким образом, чтобы были видны номера всех участников аварийного происшествия. Желательно проставить на видео и фото метки геолокации. Вообще в такой ситуации лучше сделать как можно больше кадров.

Только после проведенной съемки допускается отогнать автомобили с полотна дороги, чтобы избежать затора и не мешать движению прочих машин. При этом если этого не сделать, дополнительно могут быть наложены штрафные санкции в размере 1000 рублей. Поэтому рекомендовано осуществлять все действия максимально оперативно.

Заполнение европротокола: правила и образец

Отдельно стоит упомянуть о подготовке бланка извещения. Внешне бумага представляет собой двухсторонний самокопируемый формуляр, лицевая сторона которого заполняется участниками ДТП совместно. Здесь прописываются следующие сведения (столбец A и столбец B):

  • данные об автовладельцах;
  • информация о месте ДТП;
  • дата аварийного случая;
  • данные автотранспортных средств;
  • номера ОСАГО;
  • данные свидетелей;
  • перечень дефектов (вмятина, трещина, скол) и прочие моменты.

В середине размещается схема аварийного случая, с обозначением полос проезжей части, размещения столкнувшихся машин и направления следования таковых. Дополнительно стоит указать название улиц, знаки и светофоры, если имеются. Далее, извещение удостоверяется подписями водителей (при согласии обоих с изложенной информацией) и разделяется на 2 части.

После чего происходит самоличное заполнение каждым автовладельцем второй стороны бланка, где таковые излагают собственную позицию относительно случившегося. Подробно указываются факты, детали. Если места не хватает допускается использовать дополнительный чистый лист бумаги, который также подписывается лицом его заполняющим.

Образец заполнения европротокола 2024:

Образец заполнения европротокола

Образец заполнения европротокола

Важным моментом во всей процедуре считается не только точность указанных данных, но и внимательность при составлении. Автовладельцам необходимо помнить о таких правилах заполнения формы:

  1. Бланк заполняется только шариковой ручкой, поскольку карандашный грифель не отличается ни четкостью, ни долговечностью.
  2. Помарки, ошибки, нечетко прописанные буквы полностью исключаются. Исправления в извещении недопустимы! Нередко сотрудники страховых контор отказывают в приеме заявки на компенсацию именно по этим причинам.
  3. Верная формулировка предложений и правильная терминология. Например, стоит помнить, что стоянка — это не остановка и если человек менял полосу, это не означает обгон.
  4. Пустующие графы неприемлемы. Если информация по какому-либо параметру отсутствует, потребуется поставить обычный прочерк. Например, в формуляре имеется поле «Замечания», в случае если водителям нечего в нее вписать, следует воспользоваться прочерком.
  5. Если по итогам заполнения обнаружились несовпадения между изложением событий сторонами ДТП, допускается внести корректировки, но после удостоверить таковые подписями участников. В ином случае, наличие несогласия может послужить отказом со стороны страховщика в приеме заявления и выдаче компенсации.

После подготовки европротокола следует подать его в страховую контору не позднее чем через 5 дней после случившейся аварии. Это касается и потерпевшего, и виновника. Кроме того, в течение 15 дней с момента произошедшего случая его участники не имеют права проводить с авто какие-либо работы по реконструкции либо утилизации.

Альтернативный вариант: обращение в ближайшее отделение ГИБДД либо на пост ДПС

Такой способ подойдет если пострадавших в ДТП не имеется, но, например, бланка извещения с собой нет либо выявлены некоторые разногласия между участниками или второй водитель ведет себя крайне агрессивно. В этом случае все происходит по пунктам стандартного порядка. При этом самая важная деталь – фотосъемка и видеофиксация нюансов ДТП в совокупности с подробной схемой случившегося.

Еще один способ – вызов аварийного комиссара. Независимый эксперт изучит обстановку, составит схему и вынесет свой вердикт. На основании чего можно будет подавать на компенсационную выплату в страховую компанию виновника.

Фиксация аварии с вызовом ГИБДД

Фиксация аварии с вызовом ГИБДДКогда в результате дорожного происшествия кто-либо из участников движения либо посторонних лиц получил травмы, ранения или же если было повреждено какое-либо имущество, следует незамедлительно вызвать ГИБДД. Аналогичным образом поступают, если у сторон ДТП разное представление о случившемся, кто-то из них в состоянии опьянения либо вообще удалился с места происшествия.

Здесь первоначальные действия стандартны, как при любом ДТП. Однако, как только машина будет остановлена и выставлен аварийный указатель, потребуется вызвать инспекцию, но лишь после оказания помощи раненым.

Что потребуется сделать и как оформить ДТП с вызовом ГИБДД после остановки машины. Шаги будут следующими:

  1. Выяснить, требуется ли потерпевшим помощь и оказать таковую по мере возможности. Однако если представление о том, как следует действовать отсутствует, лучше воздержаться от каких-либо манипуляций.
  2. Вызвать службу спасения, скорую помощь.
  3. Транспортировать серьезно пострадавших в больницу если того требует ситуация.
  4. Вызвать полицию, ГИБДД.
  5. Записать персональные данные очевидцев.
  6. Зафиксировать фрагменты ДТП на видеопленку, фотокамеру.
  7. Отогнать машину, если таковая препятствует движению.
  8. Дождаться приезда инспекции.

Важно помнить, что покидать место ДТП нельзя. Впоследствии этот фактор может быть признан отягчающим обстоятельством.

После приезда ГИБДД происходит осмотр места транспортного случая и заполнение бланков положенной документации. При этом фиксация сведений осуществляется только после опроса участников аварии, объяснений таковых, доводов и аргументов.

Главным документом выступает протокол дорожного происшествия. Бумага заполняется и подписывается сторонами. При этом важно прочитать текст перед проставлением подписи. В случае несогласия с какими-либо фактами, зафиксировать пометку «Не согласен».

А вот чистый бланк подписывать ни в коем случае нельзя. Подобное чревато заполнением бумаги уже после, что может навредить кому-либо из участников происшествия.

К протоколу в обязательном порядке прикрепляются:

  • схема произошедшего, составленная сотрудником ГИБДД;
  • сведения, зафиксированные со слов очевидцев случившегося;
  • результаты съемки на камеру либо фотоаппарат;
  • справка с подробным описанием дефектов, повреждений, полученных по причине столкновения;
  • акт о проведении освидетельствования на факт наличия в крови алкогольсодержащих веществ (при этом должны присутствовать свидетели).

Копии указанных бумаг вручаются как виновнику ДТП, так и потерпевшему. Также выдается постановление о начале производства по делу либо отказе в таковом, либо об административном взыскании.

Если же на месте ДТП находится лишь один автовладелец, потому как второй предпочел уехать, процедура осуществляется в том же порядке. Однако пояснения дает только оставшийся участник аварийного происшествия.

Когда имеет место летальный исход на дороге вопрос ставится очень жестко. Здесь уже можно говорить об уголовном правонарушении и возбуждении соответствующего дела.

Оформление аварийного случая на дороге с каждым годом все упрощается. При этом многое зависит от обстоятельств произошедшего. ДТП без потерпевших и при условии отсутствия урона каким-либо имущественным объектам можно оформить без вызова инспекторов ГИБДД. В этом случае работает как мирная договоренность между водителями, так и заполнение официального бланка европротокола. А вот если имеются жертвы либо граждане, травмированные в результате столкновения на дороге, здесь процедура фиксации аварии требует присутствия полиции и ГИБДД в обязательном порядке.