Что такое бесконтактное ДТП?

Бесконтактное ДТП — вид аварии, при которой действия одного участника привели к негативной ситуации (к примеру, создании помехи движению другому водителю). В результате такой ситуации наносится вред имуществу третьей стороны. При этом контакта автомобилей между первыми двумя участниками не происходит. Недостаток такого ДТП заключается в проблемах с получением страхового возмещения из-за сложности определения виновной стороны.

Куда обращаться при попадании в такую аварию? Как действовать, чтобы в дальнейшем получить выплаты? Что в этом отношении говорит судебная практика? Эти и ряд других аспектов рассмотрим ниже.

Общие положения

Главное отличие бесконтактной аварии заключается в том, что машины участников не взаимодействуют друг с другом. То есть повреждения их имущества (автомобилей) не происходит, а вот третья сторона получает ущерб различной степени. Распространенный случай бесконтактного ДТП — «подрезание» на дороге, выполнение резкого маневра, выезд на главную дорогу и так далее. В результате таких действий другой водитель выполняет действия, направленные на уход от столкновения, после чего он врезается в другое авто, дерево, забор или иное препятствие. К бесконтактным ДТП также относится падение груза с машины или резкое появление человека на проезжей части.

Главная сложность таких аварий в следующем:

  • Виновная сторона, из-за которой все произошло, быстро покидает место ДТП.
  • При рассмотрении ситуации часто принимается неверное решение. К примеру, авария трактуется с учетом ПДД, пункта 10.1. В нем указано, что при создании аварийной обстановки требуется жать на тормоз, а не объезжать возникшее препятствие. Как результат, виновником часто признается тот водитель, который пытался уйти от удара.
  • Вина часто «приписывается» и пострадавшей стороне. Основанием может быть требование, касающееся соблюдения дистанции и контроля скоростного режима.

Стоит указать, что при отсутствии вреда материальным ценностям или участникам ситуация не относится к ДТП. Это относится даже к тем случаям, когда водитель был вынужден принимать срочные меры и, к примеру, съезжать с дорожного полотна.

Правила оформления

Правила оформления ДТПСледующий момент, нуждающийся в рассмотрении — как действовать при возникновении бесконтактного ДТП. Здесь принцип такой же, как и при стандартной аварии. Водитель вызывает представителей ГИБДД, скорую (если требуется) и принимает меры, чтобы исключить смещение ТС на дороге до приезда инспекторов. При этом оформлять европротокол нельзя, ведь он актуален для случаев столкновения двух машин, а здесь этого нет.

При разрешении такой ситуации ключевую роль играют дополнительные сведения, а именно данные с видеорегистраторов, показания свидетелей и прочие нюансы. Вот почему после ДТП важно обратить внимание на наличие свидетельских показаний, пообщаться с очевидцами и по возможности взять информацию для связи.

Важно проследить, чтобы в документах была указана реальная причина аварии, к примеру, резкое маневрирование другого участника ДТП. В иной ситуации инспектор ГИБДД обставит все так, что водитель не справился с управлением ТС и столкнулся с другим объектом (машиной, забором и прочим). Если при заполнении документации имеются несоответствия, важно сразу об этом говорить и не соглашаться подписывать заведомо некорректно составленный акт.

Во многих случаях может потребоваться дополнительная экспертиза, позволяющая определить причины аварии и прояснить ее обстоятельства. В результате выдается результат о правильности действия водителя и возможности избежать столкновения путем торможения.

Возмещение ущерба и наказание

Не менее важный вопрос — куда обращаться в столь нестандартном случае, и можно ли рассчитывать на страховое возмещение по ОСАГО. Добиться выплат от страховой компании не составляет труда. Главная проблема заключается в том, чтобы установить виновную сторону. Это связано с тем, что при бесконтактном ДТП возмещение ущерба возможно только со страховой компании виновника, а обращение к своему страховщику исключено.

Водители часто интересуются, могут ли за такую провинность лишить удостоверения водителя. Здесь стоит выделить такие варианты:

  1. Изъятие удостоверения происходит в случае, если в ДТП пострадали его участники. При этом виновная сторона отвечает по всей строгости закона вне зависимости от участия в аварии.
  2. Инициатор бесконтактного ДТП может остаться без водительского удостоверения, если покинет место аварии. Если действия водителя привели к аварии, он автоматически становится ее участником. Это актуально даже для того случая, когда его имущество осталось целым. Следовательно, виновник обязан выполнить требования ПДД и ответить за свои действия.

Указанные выше моменты подтверждены Верховным Судом РФ. Несмотря на это, важно быть предельно внимательным на дороге. Если какие-либо действия привели к созданию аварийной ситуации, лучше остановиться и убедиться, что никто не пострадал. В ином случае можно лишиться водительского удостоверения.

Если виновник все-таки уехал с места ДТП, и его личность определена, придется защищаться через суд. В частности, важно убедить судью в непреднамеренности действий и незнании того факта, что из-за тех или иных действий произошла авария. Минус в том, что добиться оправдания в такой ситуации крайне трудно, поэтому придется привлекать знающего адвоката.

Судебная практика

Судебная практикаЛучшим показателем в таких ситуациях является судебная практика, на которую стоит ориентироваться при рассмотрении столь нестандартных ситуаций. Так, для появления ответственности при возникновении такого события достаточно возникновения одного из следующих факторов — наличия вреда, противоправного действия виновника, связи между указанными выше пунктами и также факта вины участника ДТП.

Если указанные условия выполнены, наступает обязательство покрытия вреда. Виновником часто признается сторона, имущество которой осталось неповрежденным, но при этом именно этот субъект создал помеху. Такая особенность зафиксирована ВС РФ.

С другой стороны, невыполнение любого из приведенных условий не является причиной для отказа в совершении выплат. Так, если в аварии 3-я стороне не виновна, ответственности она нести не будет. Аналогичная особенность касается и пешеходов. Но имеется нюанс. К примеру, если в результате аварии пострадал человек, переходящий дорогу, возмещать вред все равно придется.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вины водителя, который пытался избежать ДТП путем маневрирования. Здесь показательным является одно дело, в котором водитель Киа Рио путем резкого изменения полосы движения на дороге создал препятствие для движущегося сзади транспортного средства Хонда Джаз. В результате водитель последнего авто резко свернул направо и врезался в отбойник. При этом человек за рулем Хонды получил повреждения средней тяжести. Судебный орган доказал, что виновником является Киа, ведь именно этот автомобиль создал помеху для другого ТС. Как результат, водитель этой машины должен был понести наказание.

Далее рассмотрение дела перешло в категорию гражданского производства. При этом вина была разделена между участниками в соотношении 60 и 40% (между виновной и пострадавшей стороной соответственно). Здесь как раз вступил в силу коварный пункт ПДД 10.1. Ошибка владельца Хонды в том, что он не подал апелляцию. Можно было доказать, что даже в случае торможения избежать столкновения все равно бы не удалось.

В результате сказанного можно подытожить, что в судебной практике виновной часто признается сторона, которая создала помеху. Главная трудность в том, чтобы защититься от пункта 10.1 ПДД. И здесь часто не обойтись без поддержки квалифицированного  юриста. Но успех дела во многом также зависит от судьи, а также поведения других участников ДТП.

Страховой случай или нет?

Страховой случай или нет бесконтактное дтпЕсли в результате бесконтактного ДТП получен ущерб, он однозначно должен компенсироваться страховой компанией. При этом не имеет значения, было непосредственное взаимодействие двух транспортных средств или нет. Полный груз ответственности несет виновная сторона (причинитель вреда). Следовательно, ОСАГО должно отвечать по обязательствам.

Что касается прямого покрытия убытков, по законодательству и с учетом судебной практики оно запрещено. Единственная возможность получить компенсацию — обращение в страховую компанию виновной стороны. Если же страховщик отказывается осуществлять выплаты, он нарушает закон об ОСАГО. Кроме того, важно напомнить  таким страховщикам о действующей судебной практике.  В случае, когда никакие доводы не действуют на страховую компанию, единственное решение — поход в судебный орган и защита интересов. Но в большинстве случаев до этого дело не доходит.

Итоги

Бесконтактное ДТП — особый тип аварии, при которой столкновение автомобилей непосредственных участников не происходит. При возникновении такой ситуации обязателен вызов работников ГИБДД, а дальнейшие действия ничем не отличаются от стандартной аварии. К бесконтактному ДТП применяются правила ПДД, характерные для обычных дорожно-транспортных ситуаций. При этом прямое возмещение убытков запрещено, а единственный путь для получения компенсации — обращение к страховщику виновной стороны. Что касается судебной практики, она свидетельствует о справедливом подходе к таким делам и наказанию виновника. Но для решения вопроса в свою пользу придется потрудиться, а иногда не обойтись без квалифицированного юриста.