Штраф за нештатное оборудование на авто

Установка нештатного оборудования на автомобиль не обязательно повлечет административное наказание. Законодательство РФ и Таможенного Союза регламентирует перечень устройств, агрегатов и оборудования, для замены или установки которого нужно получить разрешение. В этой статье разберем, когда наступает ответственность за нештатное оборудование на авто, и как избежать наказания.

За что грозит наказание

Столкнуться с претензиями инспектора ГИБДД может каждый автовладелец, если приобрел машину с несогласованными изменениями в конструкции, либо сам решил установить дополнительное оборудование. Однако штрафные санкции последуют только в определенных случаях, существенно влияющих на безопасность эксплуатации авто. Выделим общие правила, которые нужно учитывать при обращении в СТО за внесением изменений в конструкцию ТС:

  • нарушением закона будет являться изменение основных конструктивных элементов и узлов машины, осветительного и иного оборудования, если это не предусмотрено производителем и не согласовано с уполномоченными органами;
  • не является нарушением замена оборудования, расходных материалов на объекты аналогичного назначения – например, замена масла, отдельных узлов повышенного качества и т.д.;
  • может трактоваться как нарушение закона изменение, связанное с установкой нештатного оборудования, имеющего схожее назначение, но иных характеристик – например, предусмотрен штраф за нештатный размер колес, так как это не только влечет опасность для участников дорожного движения, но и искажает данные о техническом состоянии машины.

С чем связаны такие ограничения и запреты? Выпуская автомобиль, производитель проводит множество тестов и исследований, позволяющих убедиться в безопасности  транспортного средства в разных условиях эксплуатации. Естественно, результаты таких тестов будут иметь значение, если водитель будет эксплуатировать машину при заранее оговоренном наборе оборудования и техническом состоянии машины.

Все характеристики авто проходят согласования в государственных органах, прежде чем модель допускается к продаже. В ходе эксплуатации автомобиля собственник или иной законный владелец обязаны регулярно подтверждать надлежащее качество всех основных систем и состав оборудования – для этого проводится техосмотр и выдается техническая карта. Без представления этого документа получить полиса ОСАГО будет невозможно.

Административный штраф может последовать при следующих изменениях в конфигурации авто:

  1. несогласованная установка газобаллонного оборудования – такое нарушение может представлять повышенную угрозу для граждан и их имущества;
  2. замена осветительных приборов, не соответствующих документации производителя – например, штраф за нештатный ксенон последует, если водитель без разрешения установил или изменил заводской класс осветительного оборудования;
  3. запрещено менять конфигурацию кузова, устанавливать дополнительные элементы, выступающие за пределы бампера – это ограничение распространяется только на стальные объекты, однако пластиковые и иные легкоразрушаемые элементы можно устанавливать без дополнительного согласования;
  4. иные нарушения заводских характеристик, предусмотренные Регламентами Таможенного Союза.

Непосредственно при выявлении нарушения автовладельцу грозит штраф по ст. 12.5 КоАП РФ. Однако денежная санкция будет не единственным неблагоприятным последствием. Если собственник машины не может представить документы, подтверждающие законность внесения изменений в ее характеристики, ему будет выдано направление на внеочередной техосмотр.

Для прохождения техосмотра водителю предстоит устранить все нарушения закона и технической документации оборудования – демонтировать  оборудование, восстановить исходное состояние отдельных узлов и элементов, провести иные виды работ. Кроме того, некоторые изменения можно согласовать через лаборатории, имеющие аккредитацию в уполномоченных органах. На основании технического заключения специалисты СТО выполнят работы и проведут техническое состояние машины в надлежащее состояние.

Если водитель не проходит СТО в течение 10 дней, автомашина будет снята с учета в ГИБДД. Это влечет следующие последствия:

  • за каждый выявленный факт управления таким автомобилем граждане будут привлекаться к административной ответственности;
  • поскольку машина не будет числиться в базе данных ГИБДД, ее могут задержать и поместить на штрафстоянку – вернуть авто будет возможно только после уплаты штрафов и представления технического заключения;
  • с машиной, снятой с учета, запрещены любые сделки (продажа, обмен и т.д.), поскольку договор не будет зарегистрирован в ГИБДД.

Если оборудование или элемент могут быть демонтированы прямо на месте остановки транспорта, водитель может устранить причину нарушения. Это не позволит избежать административного штрафа, однако снимет дальнейшие претензии сотрудника ГИБДД, При отсутствии других замечаний, направление на техосмотр может не выдаваться, а транспорт будет допущен к дальнейшей эксплуатации.

Разберем, как учесть все требования к изменению в характеристиках машины, чтобы избежать наказания.

Как происходит согласование

Как происходит согласованиеПринять решение о возможности внести изменения может только эксперт или организация, аккредитованные при Таможенном Союзе. Оптимальным вариантом является обращение к этим специалистам еще до выполнения работ, так как согласование уже установленного оборудования может завершиться отказом. Кроме того, многие СТО имеют партнерские договоры с лабораториями, позволяющие провести процедуру согласования и установки оборудования в максимально сжатые сроки.

Алгоритм действий собственника машины, решившего поменять заводские характеристики, выглядит следующим образом:

  1. необходимо определить перечень изменений, которые будут предметом работ на СТО;
  2. нужно выбрать эксперта или лабораторию, убедиться в наличии аккредитации и членства в СРО;
  3. для проведения экспертизы нужно представить техническую документацию на автомобиль, а также само транспортное средство;
  4. получив экспертное заключение о возможности изменений в конфигурации машины, нужно представить его в СТО – только в этом случае все работы будут проведены с соблюдением закона и требований безопасности;
  5. после проведения работ нужно зарегистрировать такие изменения в ГИБДД – для этого водитель должен пройти техосмотр и получить диагностическую карту;
  6. после соблюдения перечисленных формальностей, обновленные характеристики машины будут внесены в базы данных ГИБДД и указаны в ПТС, либо ином техническом документе.

При остановке на дороге, инспектор ГИБДД потребует документы, подтверждающие основные технические характеристики машины. При визуальном осмотре будет устанавливаться соответствие фактического состояния ТС с документацией производителя и ГИБДД. При возникновении сомнений в согласовании допоборудования, машина может быть направлена на инструментальный осмотр в экспертную организацию, причем обязанность доказывания правомерности действий возлагается на автовладельца.

Узаконить можно и уже состоявшееся изменение в конфигурации или характеристиках машины. Для этого также предстоит обратиться в экспертную организацию или лабораторию. При проведении экспертизы может выявляться факт нарушения правил безопасности и технических регламентов – в этом случае можно лишь устранить недостаток, вернув машину в исходное состояние.  Если же дополнительные элементы и оборудование отвечают правилам безопасности, лаборатория выдаст положительное заключение, по которому водитель сможет получить диагностическую карту и обратиться в ГИБДД.

Самостоятельное переоборудование машины практически всегда будет являться незаконным. Даже установив колеса большего или меньшего размера, не указанного в технической документации, автовладелец создаст угрозу для безопасности движения. Если же речь идет о внешних осветительных приборах или нештатной тонировке, доказать законность установки практически невозможно без соответствующего заключения эксперта.