В какую страховую компанию обращаться при ДТП: свою или виновника?

В чью страховую компанию обращаться при ДТП: свою или виновника аварии? Несмотря на наличие четких разъяснений в договоре ОСАГО, автовладельцы часто не знают ответа на столь простой вопрос. Они понимают, что для получения компенсации нужно идти к страховщику. Но к какому из них?

Когда идти к своему страховщику — варианты

В законодательстве четко прописано требование к водителям - оформлять полис ОСАГО. Право выбора страховщика отдается потерпевшей стороне. К своей страховой фирме можно прийти в следующих ситуациях:

  1. В аварии участвовало от 2-х и больше транспортных средств.
  2. В результате ДТП нанесен только материальный ущерб и среди пострадавших отсутствуют люди.
  3. Участники аварии имеют на руках действующие полисы страхования.
  4. Суммарный ущерб не больше 50 тысяч рублей.

В рассмотренных ситуациях закон разрешает не вызывать полицию, а оформлять ДТП по упрощенной форме (с помощью европротокола). При этом автовладелец вправе рассчитывать на получение компенсации от своей страховой компании.

Когда идти к страховщику виновной стороны?

Если ДТП не подпадает под указанные выше критерии, и приходится вызывать представителей ГИБДД для оформления происшествия, выплату осуществляет страховщик виновника. Компания должна выплатить компенсацию при наличии таких условий:

  • В ДТП пострадало от 3-х и больше машин.
  • Повреждения получили не только транспортные средства, но и люди.
  • У страховщика нет лицензии на ведение деятельности.

Если страховщик виновной стороны потерял лицензию, нужно идти не в свою страховую компанию, а в РСА. Аналогичное действие актуально для случаев, когда виновник после ДТП скрылся в неизвестном направлении.

Когда нужна помощь РСА?

Когда нужна помощь РСААббревиатура «РСА» расшифровывается следующим образом «Российский Союз Автостраховщиков». Структура отвечает за своевременность выплат, если страховая компания по различным причинам не способна выполнять взятые на себя обязательства. Обращение в РСА необходимо в таких случаях:

  1. Страховщик виновника объявил о банкротстве и официально признан таковым.
  2. Нет возможности точно определить виновную сторону.
  3. У страховой компании забрали лицензию, дающую право вести такую деятельность.
  4. Виновная сторона не имеет страховки (если в ДТП пострадали люди).

Стоит учесть, что РСА осуществляет выплату только в той ситуации, когда эту работу не может сделать страховая компания. Если при ДТП пострадали только транспортные средства, для получения компенсации придется идти в суд.

Тонкости обращения в РСА:

  • Объем платежей устанавливается с учетом ограничений по ОСАГО.
  • РСА вправе оформлять регресс к виновной стороне при ДТП.
  • На изучение заявки уходит до 20 рабочих суток. По истечении этого времени Российский Союз Автостраховщиков должен дать письменный ответ — с одобрением или отказом в осуществлении выплат.

Как выяснить, кто страховал виновника аварии?

Как выяснить, кто страховал виновника аварииКаждый автовладелец знает название собственной страховой компании или может заглянуть в полис для получения интересующей информации. Если требуются сведения о страховщике второй стороны, ситуация обстоит сложнее. Чтобы определить, что машина другого участника ДТП застрахована, необходимо глянуть на номерной знак транспортного средства или записать VIN -код. Кроме того, при запросе важно знать дату, на которую запрашивается информация.

Чтобы получить полный объем сведений, лучше использовать VIN-код. Информация выдается из базы РСА с помощью специальных интернет-площадок. Для получения данных заполняем предложенные графы — ВИН-код, номер машины (кузова, шасси), а также дату, на которую делается запрос.

После подтверждения кода безопасности нажимаем на поиск и получаем следующие сведения — номер полиса ОСАГО, название страховщика, а также точную информацию о наличии договора между водителем и страховой компанией.

Инструкция к действию

Чтобы получить выплаты от страховщика, сотрудничающего с виновником аварии, требуется сделать следующее:

  1. Заявляем о ДТП в письменной форме (заполняем заявление).
  2. Передаем заключение медицинской экспертизы, справку из ГАИ, извещение об аварии, а также заключение эксперта. Также потребуется протокол и постановление инспектора, удостоверение водителя и паспорт (копия). Средства перечисляются на счет, информация о котором также передается страховщику. Кроме указанных бумаг, требуется передать квитанции о расходах, а также доверенность на предоставление интересов (в случае, если для этой работы привлекается адвокат).
  3. Отдаем собранный пакет бумаг страховой компании под роспись.

Сроки и пеня

Сроки и пеняВ случае, если участники ДТП оформили европротокол без привлечения сотрудников ГИБДД, заполненные бумаги отдаются страховщику в срок до 5 рабочих суток. Деньги перечисляются в срок до 20 дней с момента, когда участник ДТП обратился к страховщику, оформил заявление и передал пакет бумаг.

Максимальный период, который дается на рассмотрение вопроса — месяц. По его завершению страховая компания перечисляет деньги или передает заявителю извещение с информацией об отказе. За просроченные платежи страховая фирма несет финансовую ответственность, которая выражается в начислении 1-процентной пени.

Что делать, если нет полиса?

При отсутствии страховки виновник аварии покрывает ущерб самостоятельно. Здесь возможны следующие варианты:

  • Стороны договариваются о компенсации. После выдачи требуемой суммы получатель оформляет расписку.
  • Оформляется претензия, при составлении которой привлекаются работники ГИБДД.
  • Вопрос передается в суд, по решению которого виновник обязан выплатить компенсацию. При этом пострадавший участник ДТП может требовать покрытия затрат, понесенных на судебное разбирательство.

К слову, последняя ситуация происходит редко, поэтому в 8 из 10 случаев приходится обращаться к страховщику виновной стороны.